Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Традиционная народная кукла-оберег Веснянка» |
Фольклор | |||||||||||
Автор: Серейкина Валентина Михайловна | |||||||||||
11.01.2025 14:51 | |||||||||||
Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Традиционная народная кукла-оберег Веснянка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 «Теремок» города Новочебоксарска Чувашской Республики Воспитатель: первой квалификационной категории: Серейкина Валентина Михайловна Новочебоксарск — 2024 Цель: привитие детям интереса к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: Демонстрационный: посылка с народными куклами — матрёшка, дымковская игрушка, соломенная кукла, кукла оберег, Веснянка; лоскуток белой ткани12*18, для основы куклы; вата – для головы; прямоугольник тоже белой ткани 12*7 для ручек; прямоугольник цветной ткани 10*18 для платья; маленький прямоугольник – для фартука; нитки шерстяные оранжевого цвета для волос; нитки «Ирис» для перевязывания; аудиозапись русской хороводной мелодии; Раздаточный: лоскуток белой ткани 12*18 (8 штук), для основы куклы; вата – для головы (8 штук); прямоугольник тоже белой ткани 12*7 для ручек (8 штук); прямоугольник цветной ткани 10*18 для платья (8 штук); маленький прямоугольник – для фартука (8 штук); нитки шерстяные оранжевого цвета для волос (8 штук); нитки «Ирис» для перевязывания; ножницы. Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о весне и народных традициях встречи весны; рассматривание и сравнение кукол современных и старинных; чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Ход занятия: Воспитатель: Светает рано по утрам, проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад, скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал с постели. Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? Дети: это весна! Воспитатель: правильно, это весна. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то на столе увидела посылку. Давайте же вместе откроем её и узнаем от кого и что там. «Не на море океане. Не на острове Буяне Не на небе на земле, есть музей в одном селе. Музей игрушки.» А посылка пришла из музея игрушки, что находится в городе СергиевПосад, что рядом с Москвой. А что же в этой посылке? Воспитатель открывает посылку и достает карточку с загадкой. «Алый шелковый платочек. Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. Разрумянилась немножко наша русская (матрешка)». Воспитатель достает матрешку и ставит на стол. Воспитатель: из чего сделана игрушка? Ответ детей Воспитатель: Правильно из дерева, значит она деревянная. Следующая карточка: Воспитатель: Вот игрушки вятские на все манеры, Вот барышни. Вот кавалеры. Игрушки эти всюду славятся, надеемся и вам понравятся. Воспитатель: как эти игрушки называются? (дымковские) Ответ детей Воспитатель показывает дымковские игрушки и ставит на стол. Воспитатель: А дымковские игрушки из чего лепили? Воспитатель: Правильно, из глины, значит они глиняные. Здесь еще есть кукла. (показывает соломенную куклу). Догадайтесь из чего она сделана? Из соломы, солома — это стебельки пшеницы. Значиткукла какая? Ответ детей Воспитатель: Правильно соломенная. Молодцы. Воспитатель: А вот самая интересная кукла вот она. (показывает куклу оберег). Она сделана из ткани. Значит тряпичная кукла. А смысл этой куклы очень большой, потому что она защищала дом от неприятностей, болезней. Посмотрите сколько же кукол приехали к нам в гости и все они народные. Знаете, почему их так называют? (Ответ детей) Потому что с самых древних времен на Руси делали куклы для праздников, для детей, а еще кукла защищала дом от неприятностей, болезней, пожаров. Люди с куклами провожали зиму, сжигали соломенную куклу. А эта кукла называется Веснянка. (Показывает) Почему же она так называется? Ответы детей. Воспитатель: Название куклы происходит от слова весна. Давайте присядем на стульчики, и я вам расскажу об этой куколке. Веснянка — символ красоты и молодости — это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Таких кукол девушки дарили друг другу. Ростом куколка – с ладошку. Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла-закрутка. У куколки есть голова, с яркими волосами, туловище, руки, сарафан и фартук. А вот лицо рисовать куколке было непринято, она безликая. Считали люди, что кукла с лицом может сглазить ребенка, принести несчастья. В некоторых городах жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. Как и другие русские куклы-скрутки Веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для Веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок. Сделать такую игрушку очень просто. Главное — иметь желание и немного времени. Вы хотите смастерить такую куколку? Дети: — Да! Воспитатель: — Но, прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности и вспомним правила безопасной работы с ножницами. Ответы детей. Воспитатель: Ребята, давайте присаживайтесь за стол и мы рассмотрим внимательно нашу куклу. Что нам понадобиться, какие материалы и какие инструменты? Ответы детей. Воспитатель: всё верно, ребята. Чтобы сделать нам куклу Веснянку посмотрим, что нам понадобится: - Лоскуток белой большой тканидля основы куклы; вата – для головы; прямоугольник голубой ткани поменьше для ручек; прямоугольник цветной ткани для платья; маленький розовый прямоугольник – для фартука; нитки шерстяные оранжевого цвета для волос; нитки «Ирис» для перевязывания. Воспитатель: А теперь перед тем, как начать работу, давайте мы с вами разогреем наши ручки, чтобы быстро и ловко изготовить нашу куколку. Пальчиковая гимнастика:
Воспитатель: А теперь можно приступить к работе. Я буду вам рассказывать и подробно показывать порядок работы. Для начала нужно взять лоскут ткани белого цвета, он самый большой по размеру, положить на краешек в середине лоскутка кусочек ваты и скрутить ткань в трубочку. Трубочку согнуть пополам и замотать тонкой ниточкой шею кукле. Делаем обрядовый жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов - всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Дальше возьмем лоскуток голубой ткани меньшего размера и делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). Завязываем края, не забывая важный жест - сначала нитку под большой палец, крепко прижать и обмотать вокруг ручки Соединяем тельце и руки. Вставляем рукава поглубже к горлу.Нитку прижимаем большим пальцем, затем оборачиваем вокруг талии несколько раз, после мы крестовым образом обматываем и опять закрепляем на туловище и завязываем в узелок. Следующий этап самый увлекательный – наряжаем куколку в сарафан. Для этого выбираем большой лоскуток разноцветной ткани, по длинной стороне которого вшита красная нить, стягиваем ткань придерживая нить за концы, оборачиваем лоскуток вокруг туловища куколки и приматываем с помощью вшитой нити. Наряжаем нашу куколку в фартук. Вокруг пояса несколько раз фиксируем фартук с помощью нитки. Теперь возьмем готовую заготовку волос для куклы, просовываем в отверстие в голове, закрепляем хвостик.Заплетаем туго косу. В конце вплетаем в косу ленточку. Воспитатель: Молодцы у всех получились красивые куклы.Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. Вот все куколки подружки. Не похожи друг на дружку. В сарафанах распрекрасных Эти куклы наши! Воспитатель: Ребята, как в давние времена давайте мыс вами тоже поиграем в игру «Ручеек». Все встаем парами. (звучит хороводная мелодия). Хороводная игра «Ручеёк» — это старинная игра, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… Воспитатель: вот мы с вами поиграли. Пора и попрощаться с нашими куклами из музея. Спасибо им что пришли к нам в гости мы очень много узнали и увидели различных народных кукол. А теперь мы складываем их обратно в посылку и отправляем в музей, чтобы они могли порадовать других детей. А наши Веснянки останутся с нами встречать весну. (Посылку отправляют) Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового на занятии? Что вам понравилось? (Ответы детей) – Какую куклуоберег мы сегодня сделали? (Веснянку) – Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении? Воспитатель: Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. Всем спасибо. До свидания!
|