Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Традиционная народная кукла-оберег Веснянка»
Фольклор
Автор: Серейкина Валентина Михайловна   
11.01.2025 14:51

Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Традиционная народная кукла-оберег Веснянка»Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Традиционная народная кукла-оберег Веснянка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 «Теремок» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Воспитатель: первой квалификационной категории: Серейкина Валентина Михайловна Новочебоксарск — 2024

Цель: привитие детям интереса к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка».

Задачи:

Образовательные:

  • учить изготавливать своими руками традиционную народную куклу-оберег «Веснянка»
  • обогащать речь использованием произведений устного народного творчества
  • обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами (Веснянка, оберег, тряпичная)

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории
  • развивать мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия
  • развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта, активизировать творческий потенциал.

Воспитательные:

  • прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей
  • воспитывать ценностное отношение к совместному труду взрослых и детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: посылка с народными куклами — матрёшка, дымковская игрушка, соломенная кукла, кукла оберег, Веснянка; лоскуток белой ткани12*18, для основы куклы; вата – для головы; прямоугольник тоже белой ткани 12*7 для ручек; прямоугольник цветной ткани 10*18 для платья; маленький прямоугольник – для фартука; нитки шерстяные оранжевого цвета для волос; нитки «Ирис» для перевязывания; аудиозапись русской хороводной мелодии;

Раздаточный: лоскуток белой ткани 12*18 (8 штук), для основы куклы; вата – для головы (8 штук); прямоугольник тоже белой ткани 12*7 для ручек (8 штук); прямоугольник цветной ткани 10*18 для платья (8 штук); маленький прямоугольник – для фартука (8 штук); нитки шерстяные оранжевого цвета для волос (8 штук); нитки «Ирис» для перевязывания; ножницы.

Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о весне и народных традициях встречи весны; рассматривание и сравнение кукол современных и старинных; чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Ход занятия:

Воспитатель: Светает рано по утрам, проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад, скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал с постели.

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: это весна!

Воспитатель: правильно, это весна. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то на столе увидела посылку. Давайте же вместе откроем её и узнаем от кого и что там.

«Не на море океане. Не на острове Буяне

Не на небе на земле, есть музей в одном селе.

Музей игрушки.»

А посылка пришла из музея игрушки, что находится в городе СергиевПосад, что рядом с Москвой. А что же в этой посылке?

Воспитатель открывает посылку и достает карточку с загадкой.

«Алый шелковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко наша русская (матрешка)».

Воспитатель достает матрешку и ставит на стол.

Воспитатель: из чего сделана игрушка?

Ответ детей

Воспитатель: Правильно из дерева, значит она деревянная.

Следующая карточка:

Воспитатель: Вот игрушки вятские на все манеры,

Вот барышни. Вот кавалеры.

Игрушки эти всюду славятся, надеемся и вам понравятся.

Воспитатель: как эти игрушки называются? (дымковские) Ответ детей

Воспитатель показывает дымковские игрушки и ставит на стол.

Воспитатель: А дымковские игрушки из чего лепили?

Воспитатель: Правильно, из глины, значит они глиняные. Здесь еще есть кукла. (показывает соломенную куклу). Догадайтесь из чего она сделана? Из соломы, солома — это стебельки пшеницы. Значиткукла какая? Ответ детей

Воспитатель: Правильно соломенная. Молодцы.

Воспитатель: А вот самая интересная кукла вот она. (показывает куклу оберег). Она сделана из ткани. Значит тряпичная кукла. А смысл этой куклы очень

большой, потому что она защищала дом от неприятностей, болезней. Посмотрите сколько же кукол приехали к нам в гости и все они народные. Знаете, почему их так называют? (Ответ детей) Потому что с самых древних времен на Руси делали куклы для праздников, для детей, а еще кукла защищала дом от неприятностей, болезней, пожаров. Люди с куклами провожали зиму, сжигали соломенную куклу. А эта кукла называется Веснянка. (Показывает) Почему же она так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Название куклы происходит от слова весна. Давайте присядем на стульчики, и я вам расскажу об этой куколке. Веснянка — символ красоты и молодости — это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Таких кукол девушки дарили друг другу. Ростом куколка – с ладошку. Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла-закрутка. У куколки есть голова, с яркими волосами, туловище, руки, сарафан и фартук. А вот лицо рисовать куколке было непринято, она безликая. Считали люди, что кукла с лицом может сглазить ребенка, принести несчастья. В некоторых городах жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. Как и другие русские куклы-скрутки Веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для Веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок. Сделать такую игрушку очень просто. Главное — иметь желание и немного времени. Вы хотите смастерить такую куколку?

Дети: — Да!

Воспитатель: — Но, прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности и вспомним правила безопасной работы с ножницами.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте присаживайтесь за стол и мы рассмотрим внимательно нашу куклу. Что нам понадобиться, какие материалы и какие инструменты?

Ответы детей.

Воспитатель: всё верно, ребята. Чтобы сделать нам куклу Веснянку посмотрим, что нам понадобится:

- Лоскуток белой большой тканидля основы куклы; вата – для головы; прямоугольник голубой ткани поменьше для ручек; прямоугольник цветной ткани для платья; маленький розовый прямоугольник – для фартука; нитки шерстяные оранжевого цвета для волос; нитки «Ирис» для перевязывания.

Воспитатель: А теперь перед тем, как начать работу, давайте мы с вами разогреем наши ручки, чтобы быстро и ловко изготовить нашу куколку.

Пальчиковая гимнастика:

У Матрешкиной сестрицы

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)

По деревне небылицы

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка - в жилете,

Петушок - в берете,

Коза - в сарафане,

Заинька - в кафтане,

(на каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

(ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

Воспитатель: А теперь можно приступить к работе. Я буду вам рассказывать и подробно показывать порядок работы. Для начала нужно взять лоскут ткани белого цвета, он самый большой по размеру, положить на краешек в середине лоскутка кусочек ваты и скрутить ткань в трубочку. Трубочку согнуть пополам и замотать тонкой ниточкой шею кукле. Делаем обрядовый жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов - всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Дальше возьмем лоскуток голубой ткани меньшего размера и делаем ручки.

С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). Завязываем края, не забывая важный жест - сначала нитку под большой палец, крепко прижать и обмотать вокруг ручки

Соединяем тельце и руки. Вставляем рукава поглубже к горлу.Нитку прижимаем большим пальцем, затем оборачиваем вокруг талии несколько раз, после мы крестовым образом обматываем и опять закрепляем на туловище и завязываем в узелок. Следующий этап самый увлекательный – наряжаем куколку в сарафан. Для этого выбираем большой лоскуток разноцветной ткани, по длинной стороне которого вшита красная нить, стягиваем ткань придерживая нить за концы, оборачиваем лоскуток вокруг туловища куколки и приматываем с помощью вшитой нити. Наряжаем нашу куколку в фартук. Вокруг пояса несколько раз фиксируем фартук с помощью нитки. Теперь возьмем готовую заготовку волос для куклы, просовываем в отверстие в голове, закрепляем хвостик.Заплетаем туго косу. В конце вплетаем в косу ленточку.

Воспитатель: Молодцы у всех получились красивые куклы.Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Воспитатель: Ребята, как в давние времена давайте мыс вами тоже поиграем в игру «Ручеек». Все встаем парами. (звучит хороводная мелодия). Хороводная игра «Ручеёк» — это старинная игра, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Воспитатель: вот мы с вами поиграли. Пора и попрощаться с нашими куклами из музея. Спасибо им что пришли к нам в гости мы очень много

узнали и увидели различных народных кукол. А теперь мы складываем

их обратно в посылку и отправляем в музей, чтобы они могли

порадовать других детей. А наши Веснянки останутся с нами встречать

весну. (Посылку отправляют)

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового на занятии? Что вам понравилось? (Ответы детей)

– Какую куклуоберег мы сегодня сделали? (Веснянку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

Воспитатель: Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

Всем спасибо. До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год