Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Фольклор
Автор: Быкадорова Надежда Николаевна   
11.01.2025 22:30

Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Тема воспитания толерантности в нашей многонациональной стране всегда актуальна. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в дошкольном возрасте, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается в играх, общении, совместной деятельности детей. Формировать и развивать чувство межнационального единства необходимо в доступной для детей деятельности.

В нашей работе мы представили технологию проведения проекта с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Игры и забавы народов России», в ходе которого дети совместно со взрослыми знакомятся, играют в народные игры, составляют их картотеку. Тем самым решаются задачи воспитания уважительного отношения к людям разных национальностей, создаются условия для ознакомления детей с обычаями, традициями народов России, Волгоградской области в доступной для детей форме – в игровой деятельности.

 

Мы рассуждали над тем, как заинтересовать детей в поиске игр народов России. Для нас это оказалось проблемой ещё и потому, что этнографический материал очень сложен для детей старшего возраста. Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, существенно изменились подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед нами встала задача поиска новых форм взаимодействия и сотрудничества с воспитанниками и их семьями. Современной, актуальнойформой обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является проектная деятельность. Совместное создание картотеки «Игры народов России» стало общей проблемой, на решение которой были направлены действия воспитателей, детей, родителей.

Цель проекта:

создать условия для формирования у детей элементарных представлений о многонациональности России, о культуре и традициях разных народов России посредством ознакомления с народными играми.

Технология проекта:

Реализация проекта проходила в течение трёх этапов:

Подготовительный этап (информационно-накопительный):

Основные направления деятельности

Сроки

Участники деятельности

  1. Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей по тематике.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Изучение методики     создания, использования в совместной деятельности картотеки.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Изучение интереса детей, родителей определения целей проекта.

Ноябрь

Старший воспитатель, воспитатели.

  1. Подбор демонстрационного, музыкального материала, создание презентаций.

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Обращение к специалистам из социальных институтов (ДЮЦ-фольклорный ансамбль «Семья»)

Ноябрь

Воспитатели.

  1. Составление предварительного плана реализации проекта

Ноябрь  

Старший воспитатель, воспитатели.

  1. Встреча с родителями по реализации проекта

Ноябрь

Воспитатели, родители.

  1. Проблемная ситуация с последующим обсуждением (с использованием способа культурного продавливания).

Ноябрь  

Воспитатели.

  1. Групповой сбор и познавательная беседа     по «модели трех вопросов».

Ноябрь

Воспитатели, дети.

  1. Внесение изменений в предметно-развивающую среду.

Ноябрь

Воспитатели, дети.

   
 

После празднования Дня народного единства в беседе «Россия -многонациональная страна» выяснили, что наша группа многонациональная: Даяна-казашка, Лаура-вьетнамка, Стелла-армянка. Даяна рассказала, что когда ездила к бабушке, вБыковский район, на празднике играла в казахскую игру «Цыплята», но не смогла нам объяснить её правил. Мы обратились за помощью к её маме. Динара Коллеуловна рассказала детям о казахах и поиграла. После этого дети стали спрашивать у Стеллы, в какие игры играют армянские дети, задавали вопросы воспитателям: как играют чукчи, чеченцы? Воспитатели предложили детям самим поискать, в какие игры играют дети разных народов.

Далее на групповом сборе с целью выяснения информированности детей по теме проекта, планирования данной деятельности проводилась беседа по « модели трёх вопросов».

Что мы знаем об играх народов России?

Что мы хотим узнать?

Что нам сделать, чтобы узнать?

-Игры разные.

-Бывают игры подвижные, бывают спокойные.

-Игры для того чтобы играть, веселиться.

-Во что играют башкиры?

-Как играют дети на севере?

-Как играют чеченцы?

             …

-Спросить у родителей.

- Найти в интернете.

- Посмотреть в телефоне у мамы.

-Прочитать в книгах, в энциклопедии.

-Спросить в библиотеке.

-Сходить в музей.

Далее, в ходе беседы с детьми обсуждали, как   будемсобирать, оформлять, хранить все игры.

Дети предлагали варианты: в коробку, записывать в блокнот, записывать на листочках… С помощью способа «культурного продавливания» (обратили внимание на мнение детей о коробке) воспитатели подхватили детскую идею и предложили сделать картотеку. Напомнили детям, что они часто встречались с картотекой в поликлинике, в библиотеке, обсудили, как создаются картотеки (информация хранится в алфавитном порядке). Дети в старшей группе знают буквы. Было решено, что каждый выберет себе букву и на эту букву найдёт игру любого народа России.

Основной этап:

Основные направления деятельности

Сроки

Участники деятельности

  1. Знакомство с картотекой, актуализация знаний детей о картотеках.

Декабрь

Воспитатели, дети.

  1. Подбор коробки для картотеки, её декор.

Декабрь

Воспитатели, дети.

  1. Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками по теме проекта.

Декабрь,

январь

Воспитатели, дети.

  1. Организация и проведение совместной деятельности с родителями.

Декабрь, январь

Воспитатели, дети, родители.

Определили следующие формы совместной деятельности участников проекта:

Формы   совместной деятельности

Детей и педагогов

Детей

Детей и родителей

Познавательные беседы

Организация выставок

Декорирование коробки для картотеки

Оформление карточек с играми

Познавательные сообщения

Встреча с интересными людьми

Игры

Рассматривание выставок

Слушание народных музыкальных произведений

Самостоятельная игровая деятельность

Рассматривание карточек с играми

Организация игровой деятельности с детьми других групп детского сада

Подготовка познавательных сообщений

Оформление карточек для картотеки

Поиск игр, познавательного материала в интернете, литературе

Организация игровой деятельности

Создание видеоролика по тематике проекта

Организация выставок

Участие в досуге

Реализация проекта началась с познавательной беседы «Что такое картотека?».

Детей заинтересовало, что они будут сами с родителями искать игры народов России, будут по своему желанию оформлять с родителями карточки полюбившихся игр,создавать свою картотеку, чтобы игры запомнились, «были всегда под рукой». Обсуждали, как будут выглядеть карточки (одного формата, где будут описаны правила игры, атрибуты, интересная информация о данном народе). Далее решали, как можно оформить коробку для карточек. Ребята предложили, что фоном на коробке будет российский флаг, на котором будут размещены народы России.

В процессе поисковой деятельности дети узнавали интересные факты о народах России, о чём сообщали на групповых сборах. Дети рассказывали о том, что у кого-то дома есть различные предметы разных национальностей, которые они привезли из семейных путешествий. Было решено организовать выставку «Народы России».

В течение проекта в группу приходили родители, приносили экспонаты для выставки, рассказывали о них, о данном народе, играли с детьми в народные игры.

Для обобщения знаний детей о многонациональности нашей страны, о народах Волгоградской области организовали встречу с фольклорным ансамблем «Семья». Дети слушали рассказ о казаках, о дружеских встречах казаков с народами Волгоградской области, играли в народные игры.

Дети с нетерпением ждали, когда поиграют в «мою игру», им хотелось повторять игры. Они их включали в свободную самостоятельную игровую деятельность.

Воспитанники предложили поиграть с детьми средней группы. Прежде чем идти« в гости к малышам», обсудили, какие игры будут им интересны, доступны. Повторили правила игры и организовали игровой досуг «Поиграем вместе».

После того, как все семьи принесли карточки, в беседе на групповом сборе обсуждали дальнейшие действия с картотекой. Дети предлагали пополнять её новыми играми, брать её на прогулку для игр, рассматривать карточки, вспоминать народы России, познакомить других детей в детском саду с этими играми. Дети предложили из карточек составить книжки, которые можно было бы подарить детям других групп. Было решено провести игровой досуг, где ребята расскажут о народах России и поиграют в любимые игры, подарят сборники игр.А чтобы игры не забылись, подарили друзьям наши сборники игр народов России.

Заключительный   этап (презентационно – завершающий):

Результатом реализации проекта стало проведение досуга «Играйте, познавайте, дружите!», на котором детям детского сада была представлена картотека «Игры народов России».

На заключительном этапе после совместного досуга была проведена беседа с детьми, которая позволила нам сделать следующие выводы:

üУ детей сформированы представления о многообразии народов России и их играх.

üДети усвоили познавательную информацию об особенностях народов России из игр (что такое папаха, юрта, кто такой каюр и пр.)

üДети и родители проявили активность, огромный интерес при поиске игр, оформлении картотеки.

üДети в самостоятельной деятельности используют народные игры, уверенно рассказывают их правила, организуют игры для сверстников и младших детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год