Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. |
Фольклор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Быкадорова Надежда Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.01.2025 22:30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследовательский проект «Игры и забавы народов России», опыт использования инновационной технологии проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Тема воспитания толерантности в нашей многонациональной стране всегда актуальна. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в дошкольном возрасте, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается в играх, общении, совместной деятельности детей. Формировать и развивать чувство межнационального единства необходимо в доступной для детей деятельности. В нашей работе мы представили технологию проведения проекта с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Игры и забавы народов России», в ходе которого дети совместно со взрослыми знакомятся, играют в народные игры, составляют их картотеку. Тем самым решаются задачи воспитания уважительного отношения к людям разных национальностей, создаются условия для ознакомления детей с обычаями, традициями народов России, Волгоградской области в доступной для детей форме – в игровой деятельности.
Мы рассуждали над тем, как заинтересовать детей в поиске игр народов России. Для нас это оказалось проблемой ещё и потому, что этнографический материал очень сложен для детей старшего возраста. Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, существенно изменились подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед нами встала задача поиска новых форм взаимодействия и сотрудничества с воспитанниками и их семьями. Современной, актуальнойформой обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является проектная деятельность. Совместное создание картотеки «Игры народов России» стало общей проблемой, на решение которой были направлены действия воспитателей, детей, родителей. Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о многонациональности России, о культуре и традициях разных народов России посредством ознакомления с народными играми. Технология проекта: Реализация проекта проходила в течение трёх этапов: Подготовительный этап (информационно-накопительный):
После празднования Дня народного единства в беседе «Россия -многонациональная страна» выяснили, что наша группа многонациональная: Даяна-казашка, Лаура-вьетнамка, Стелла-армянка. Даяна рассказала, что когда ездила к бабушке, вБыковский район, на празднике играла в казахскую игру «Цыплята», но не смогла нам объяснить её правил. Мы обратились за помощью к её маме. Динара Коллеуловна рассказала детям о казахах и поиграла. После этого дети стали спрашивать у Стеллы, в какие игры играют армянские дети, задавали вопросы воспитателям: как играют чукчи, чеченцы? Воспитатели предложили детям самим поискать, в какие игры играют дети разных народов. Далее на групповом сборе с целью выяснения информированности детей по теме проекта, планирования данной деятельности проводилась беседа по « модели трёх вопросов».
Далее, в ходе беседы с детьми обсуждали, как будемсобирать, оформлять, хранить все игры. Дети предлагали варианты: в коробку, записывать в блокнот, записывать на листочках… С помощью способа «культурного продавливания» (обратили внимание на мнение детей о коробке) воспитатели подхватили детскую идею и предложили сделать картотеку. Напомнили детям, что они часто встречались с картотекой в поликлинике, в библиотеке, обсудили, как создаются картотеки (информация хранится в алфавитном порядке). Дети в старшей группе знают буквы. Было решено, что каждый выберет себе букву и на эту букву найдёт игру любого народа России. Основной этап:
Определили следующие формы совместной деятельности участников проекта:
Реализация проекта началась с познавательной беседы «Что такое картотека?». Детей заинтересовало, что они будут сами с родителями искать игры народов России, будут по своему желанию оформлять с родителями карточки полюбившихся игр,создавать свою картотеку, чтобы игры запомнились, «были всегда под рукой». Обсуждали, как будут выглядеть карточки (одного формата, где будут описаны правила игры, атрибуты, интересная информация о данном народе). Далее решали, как можно оформить коробку для карточек. Ребята предложили, что фоном на коробке будет российский флаг, на котором будут размещены народы России. В процессе поисковой деятельности дети узнавали интересные факты о народах России, о чём сообщали на групповых сборах. Дети рассказывали о том, что у кого-то дома есть различные предметы разных национальностей, которые они привезли из семейных путешествий. Было решено организовать выставку «Народы России». В течение проекта в группу приходили родители, приносили экспонаты для выставки, рассказывали о них, о данном народе, играли с детьми в народные игры. Для обобщения знаний детей о многонациональности нашей страны, о народах Волгоградской области организовали встречу с фольклорным ансамблем «Семья». Дети слушали рассказ о казаках, о дружеских встречах казаков с народами Волгоградской области, играли в народные игры. Дети с нетерпением ждали, когда поиграют в «мою игру», им хотелось повторять игры. Они их включали в свободную самостоятельную игровую деятельность. Воспитанники предложили поиграть с детьми средней группы. Прежде чем идти« в гости к малышам», обсудили, какие игры будут им интересны, доступны. Повторили правила игры и организовали игровой досуг «Поиграем вместе». После того, как все семьи принесли карточки, в беседе на групповом сборе обсуждали дальнейшие действия с картотекой. Дети предлагали пополнять её новыми играми, брать её на прогулку для игр, рассматривать карточки, вспоминать народы России, познакомить других детей в детском саду с этими играми. Дети предложили из карточек составить книжки, которые можно было бы подарить детям других групп. Было решено провести игровой досуг, где ребята расскажут о народах России и поиграют в любимые игры, подарят сборники игр.А чтобы игры не забылись, подарили друзьям наши сборники игр народов России. Заключительный этап (презентационно – завершающий): Результатом реализации проекта стало проведение досуга «Играйте, познавайте, дружите!», на котором детям детского сада была представлена картотека «Игры народов России». На заключительном этапе после совместного досуга была проведена беседа с детьми, которая позволила нам сделать следующие выводы: üУ детей сформированы представления о многообразии народов России и их играх. üДети усвоили познавательную информацию об особенностях народов России из игр (что такое папаха, юрта, кто такой каюр и пр.) üДети и родители проявили активность, огромный интерес при поиске игр, оформлении картотеки. üДети в самостоятельной деятельности используют народные игры, уверенно рассказывают их правила, организуют игры для сверстников и младших детей.
|