Экскурсия в мини музей «Русская изба» для детей вторых младших групп Тема: «Русская народная игрушка»
Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.
Задачи:
- Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
- Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
- Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.
Ход экскурсии:
В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.
Бабушка Забавушка
- Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?
Воспитатель:
- Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.
Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.
Воспитатель:
- Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей).
- Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
- А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.
- А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).
Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.
- Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)
Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.
Игрушки тарарушки
- Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)
- Значит они какие? (деревянные)
- Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек -это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)
- Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)
Матрёшки
- Воспитатель читает загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может- шесть.
Разрумянилась немножко
Эта русская … (матрёшка).
(показывает матрёшку)
Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.
- Из чего делается матрёшка?
- Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. (Рассказ сопровождается показом)
- А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
- Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
Она «одета в русский костюм» (дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)
Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)
Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:
- Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)
Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.
- Может в этих игрушках спрятался наш колобок
Дымковская игрушка
- Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.
- А называются ониДымковские. Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).
Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:
- Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
Воспитатель находит глиняный колобок.
- Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).
Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.
Тряпичные куклы
(Педагог показывает кукол.)
- Что это за игрушки? (куклы).
- А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).
- Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).
- Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, а ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.
- Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.
Воспитатель находит тряпичного колобка.
Информация для воспитателя
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.
«День и ночь» — куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.
«Кукла Колокольчик» — куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
- Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).
- Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
- Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Итог экскурсии
- Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).
- Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
- Какие больше игрушки понравились?
- Воспитатель предлагает перейти в группу отдать колобка бабушке Забавушке и послушать сказку.
|