РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Фольклор | |||
Автор: Бабина Татьяна Васильевна Ветвинская Ольга Георгиевна | |||
04.11.2024 18:07 | |||
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особое значение в формировании словаря ребенка имеют народные праздники в детском саду. Дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю, расширяется словарный запас, т.к. праздники эмоционально насыщенны выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства; особенно привлекательны яркостью, колоритностью и простотой. По содержанию они разнообразны, посвящены многогранным сторонам социальной жизни детского сада, природе, разным видам народного искусства. Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным. Очень важно и то, что фольклорно-праздничным проект заканчивается красочным, ярким, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. Прежде чем приступить к подготовке и осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Подготовка и проведение мероприятия требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве. Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствует следующие моменты:
Необходимо четко сформулировать идею и программное содержание, то есть определить идейно-тематический замысел мероприятия. Через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями – основная цель фольклорного праздника. Очень важно продумать сценарный ход праздника ( «Осенняя ярмарка», «Гуляние на масленицу», «Бабушкины посиделки» и т.д.). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой. Постановку поисковых действий и предварительную работу, построенную в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и детей, обязательно включает проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника. Например, невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.). Детям не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. Но ребенок может самостоятельно изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность. При разработке фольклорного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще и т.д. Например:
Праздник в детском саду – это день, который отличается от других нарядной одеждой взрослых и детей, оформлением помещений, приглашением гостей, сюрпризами и подарками, особым меню. Цели и задачи:
Подготовка к празднику вызывает у детей радостное волнение, формирует художественный вкус, сплачивает всех участников. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев. Темы праздников и их содержание определяются местными и традициям учреждения, условиями и возможностями, педагогическими направлениями, основанными на программах, которые использует коллектив учреждения. Главное, чтобы не было напряжениями в ходе их подготовки, чтобы праздники приносили детям только радость. Пусть он станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго! В музыке, в песне, стихах воплощается художественное содержание праздников. С одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т. е. правила поведения в будни, и праздники заложены в народных сказках, пословицах и поговорках. Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы. Основная идея народного праздника, с одной стороны — культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера; с другой стороны- сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историй. Праздники – как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становится некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
Ребенок в процессе подготовки и проведения праздника сталкивается с многообразными видами деятельности: творческими, познавательными, игровыми, общественными, которые необходимы для развития ребенка. Они влияют на динамику его способностей и должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, выводит растущего человека из зоны «актуального развития», связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние распространяется на весь процесс, а не только охватывает начальный период деятельности. Эффективность народного праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, рекреационной, коммуникативной, гедонистической, творческой, которые активно проявляются в ходе художественно – педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрешает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. У каждого народа и во все времена одним из самых главных периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник –не только время отдыха и веселья, но и то, что, в первую очередь, связано с чем-то важным, особенным. Поэтому, неслучайно с давних пор всякий народный праздник – не только не работный день, но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному важному событию. У каждого праздника свое «лицо», своя идея, свое время. Считается, что народный праздник невозможно учредить или выдумать. Его надо многие годы переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта. На празднике, с одной стороны, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному, а с другой – можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявлять себя как талант. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях: художественного творчества людей, межличностного общения (межличностных отношений), коллективных и индивидуальных человеческих переживаний. Для многих одаренных личностей шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяющей личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих именно на общенародных праздниках. Комплексной синтетической деятельностью, которая является активной деятельностью в сфере досуга, могут быть детские народные праздники. В традиционных типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, а иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздник – это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы, а не пустое время препровождение для детей. В каждом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности: музыкальная, речевая и изобразительная. Но основной особый вид деятельности – общение. В празднике огромную роль играет речевая деятельность. Основное различие данного вида деятельности для детей заключается: возможностями каждого конкретного ребенка и в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи, а также, в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее излучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательно и возможна, но и необходимо, так как это создает богатейшие возможности для развития речи, ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он, должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Для формирования, активизации и расширения словарного запаса старшего дошкольника, праздник является хорошей ситуацией. Как особый вид деятельности, общение активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. Большой интерес для нас представляет точка зрения психологов на общение, как на многоплановой процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками, т.е. взаимодействия общающихся. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. На празднике речевая деятельность для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. Взрослым необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при распределении речевого материала. В силу их индивидуальных психологических особенностей, одним детям лучше поручить индивидуальные выступления; другим, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), чтобы не возникло психотравмирующих ситуаций, а некоторым, особенно в начальный период обучения, может целесообразно вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, взрослый учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. Работа над песней занимает больше времени. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой. Народный праздник – своеобразная форма духовного обогащения ребенка и творческого самовыражения. Цель его – в развитии морального сознания и нравственных чувств детьми, умении постигать человеческую науку общения, в познании юными гражданами окружающего мира, эстетических воззрений, навыков организатора. Тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику – необходимо на всех этапах подготовки и проведения народных праздников. Праздники должны быть насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей, а также, яркими, интересными. Важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей на празднике и во время подготовки к нему. Список использованных источников
|