Формирование интереса к истории России, её культуре, традициям и языку у дошкольников через организацию культурно-образовательной деятельности ДОУ с семьёй |
Фольклор | |||
Автор: Парфенова Наталья Викторвна Корниенко Елена Николаевна | |||
26.03.2024 11:23 | |||
Формирование интереса к истории России, её культуре, традициям и языку у дошкольников через организацию культурно-образовательной деятельности ДОУ с семьёй
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. К.Д. Ушинский[1] В настоящее не простое время геополитической нестабильности в мире, переписывания истории и подмены понятий, в нашей стране отмечена острая необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств у детей и, в частности, у дошкольников, так как именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям проявляется в бережном отношении к народной памяти, наследию предков. Немаловажную роль в формировании патриотических чувств, чувств принадлежности к народу, играет влияние семьи и социума, в котором дети находятся, их взаимодействии. Поэтому так необходимо приобщение детей к национальным российским ценностям и традициям, нравственному формированию культуры у них. К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Он писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, – народа нет более!» [2]. Важно не упустить ценное время, так как в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Основой познания родного языка детьми и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор: игры, танцы, песни, сказки, потешки. Использование определённой лексики в фольклоре — способ создания исторического колорита. С этой целью используются устаревшие слова, вышедшие из активного повседневного употребления: архаизмы и историзмы. Однако для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблялся при написании этих произведений. Учитывая, что с годами таких слов всё больше и больше мы в своей работе сделали на этом акцент. Перед нами стояла задача, привлечь семьи детей, активизировать их интерес и повысить продуктивность работы в данном направлении. Проводились тематические родительские собрания, консультации по темам: «Край родной, любимый край», «Родной язык – наше богатство», «Секретики- ответики в русских народных сказках», чтостало толчком и началом реализации проектов. Подготовили и сняли пластилиновый мультфильм по русской народной сказке «Лиса и рак». Создали иллюстрированный словарик устаревших слов, дидактические игры познавательного характера на запоминание значений слов из прошлого, книжки-малышки. Совместно с родителями проводились праздники в русских традициях, развлечения с народными играми, ярмарки и концерты с исполнением народного фольклора. Огромное внимание в работе направленно на театральную деятельность. Родители помогали готовить нам атрибуты и костюмы к спектаклям «Гуси — лебеди», «Сказка на новый лад «Дорога к теремку с нашим другом Светофориком». Были организованны совместные выезды в Русский Республиканский Драматический Театр им. М.Ю. Лермонтова г. Абакан на сказки «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Морозко», Минусинский драматический театр — «Серебряное копытце», Хакасскую республиканскую филармонию им. В.Г. Чаптыкова. После просмотра спектаклей, дети делились своими впечатлениями, зарисовывали наиболее понравившиеся сцены, драматизировали. Посетили городской музей, где дети познакомились с устройством русской избы, предметами быта, смогли увидеть некоторые предметы, о которых читали в сказках, но испытывали сложности с представлением их. В ДОУ с детьми регулярно проводятся литературные вечера, на которых дети читают стихи, посвященные временам года, семье, о дружбе, животных и природе, что также способствует формированию правильной грамотной речи детей. Из всего выше сказанного, мы можем увидеть, что обучение детей дошкольного возраста родному языку направлено на интеграцию естественного общения детей со сверстниками и взрослыми в практической деятельности. Во взаимодействии с семьями воспитанников приоритетным направлением является установление доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Чаще всего это достигается путем организации досуговых мероприятий, реализацией совместных проектов, обогащением предметно-пространственной среды. Библиогафический список
|