Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы».
Фольклор
Автор: Курочкина Анна Андреевна Леутская Светлана Анатольевна   
21.03.2024 09:58

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы».Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы».

Воспитатель: Курочкина А.А. Мурманск

Цель: приобщение детей к истокам народного декоративно — прикладного искусства.

Задачи:

  • обогатить знания детей об истории возникновения промысла «Золотая Хохлома» и особенностяхизготовления хохломской посуды
  • развивать интерес к народному прикладному искусству
  • активизировать познавательную деятельность детей
  • воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Предварительная работа: знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных Золотой Хохломе; рассматривание иллюстраций травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров.

 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Материалы и оборудование: выставка предметов мастеров хохломского промысла; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, кисти, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.

Словарная работа: обогащение словаря – ярмарка, живописец, орнамент; активизация словаря – роспись, красна девица, добрый молодец, мастера-умельцы, чудная, дивная, волшебная, золотая, деревянная посуда, хохломская, старина, карусель,; уточнение – красны девицы и молодцы.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означает моё обращение к вам – красны девицы и молодцы (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: а что делает людей красивыми? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: правильно, а чем можно украсить предметы быта, например, посуду? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как называются узоры, нанесенные художником на изделие? Правильно, это– роспись. Мы с вами уже знакомы со многими видами русской народной росписи, давайте вспомним их (показ картинок (изделий) с такой росписью, как гжель, городецкая, хохломская).

Воспитатель: Молодцы, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие на русскую ярмарку. А кто знает, что такое ярмарка? (ярмарка — рынок, базар). Но отличается ярмарка от рынка тем, что на ярмарке народ веселится, водит хороводы, ну и, конечно, продаёт и покупает различные товары. Хотели бы вы там оказаться? Сейчас я надену русский платок. Глазки закрываем. Покружились, покружились и на ярмарке очутились. Открывайте глазки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это скоморох Егорка (кукла)

Скоморох: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам на ярмарку. Я вас приглашаю на веселые ярморочные карусели.

Воспитатель: Ребята, садитесь поскорее, карусель отправляется!

Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки зонт, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты.

Дети (хором): Еле — еле, еле — еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз — два, раз — два -

Вот и кончилась игра.

Скоморох: Ребята, понравилась Вам наша карусель? А теперь проходите да поглядите, какая у нас на ярмарке посуда собрана. Она не простая.

Если вы угадаете загадку, узнаете какая посуда на нашей ярмарке удивительная.

Посуда эта – не простая,

А волшебно-расписная.

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Завораживает взор.

Листья, ягоды, цветы, -

Угадали роспись вы?

Дети. Хохломская роспись!

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему Жар-птица. Он ее угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот такая сказка была о хохломской посуде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а здесь какой – то необычный сундучок стоит. Давайте откроем его и посмотрим что там?

Под мелодию открывается сундучок и появляется жар-птица (персонаж кукольного театра):

Жар-птица: Здравствуйте ребята, меня зовут Жар-птица из сказки «Конёк-Горбунок». К вам меня прислали хохломские мастера, рассказать, что злой волшебник Чернушка заколдовал у них все краски. Мастера просят у вас помощи — нужно закончить хохломскую роспись посуды и тогда заклятье злого волшебника пропадёт, и вся нарядная посуда мастеров украсит ярмарку.

Звучит музыка, появляется злой волшебник Чернушка (персонаж кукольного театра): А кто это на ярмарке собрался и моим планам помешать хочет? А ребятки? Это вы собрались хохломским мастерам помогать? (Да!) Не под силу вам мое колдовство одолеть, потому что не знаете вы секрета хохломского мастерства!

Воспитатель: Ребята, это мы-то не знаем, как хохломская посуда изготавливается! Давайте докажем Чернушке, что все мы знаем и умеем, и злые чары его расколдуем!

Физминутка «Золотая Хохлома»

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (кружимся, поднимая высоко колени)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз, стоим на носочках).

Нарисуем травку (растопырить пальчики, руки перед грудью)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз, стоим на носочках).

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз, стоим на носочках).

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (кружимся, поднимая высоко колени)

Воспитатель: Что, Чернушка, решил совсем нас запутать? Перемешал нам все картинки-подсказки, которые оставили мастера. На этих картинках процесс изготовления хохломской посуды от куска дерева к готовому изделию. Предлагаю вам, ребята, расставить все картинки в правильной последовательности.

Игра «Что сначала, что потом?»

  1. Сначала мастера вырезают из дерева разную посуду: тарелки, стаканы, ложки.
  2. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем глины.
  3. Потом снова сушили, полировали, покрывали серебряным порошком и потом расписывали.
  4. Расписную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро начинало гореть как золото.
  5. Готовое изделие.

Воспитатель: Молодцы ребята, не смог запутать нас злой волшебник Чернушка! А еще, Чернушка, наши ребята знают стихотворения о Золотой Хохломе.

Посуда не простая,

А точно золотая!

С яркими завиточками,

Ягодками и листочками!

Называется она – Золотая Хохлома!

(1-ый ребенок)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые!

(2-ой ребенок)

Чернушка: Молодцы, ребята! Все вы знаете о Золотой Хохломе. Простите меня за колдовство мое, но теперь снять злые чары с красок мастеров сможет только ваша помощь. Вам нужно закончить хохломскую роспись посуды.

Воспитатель: Ребята, так давайте же поспешим в мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на посуду, которую украшали мастера-живосцы хохломским узором. Какая она удивительная, чудная. Ребята, а как вы думаете, кто такой живописец? (ответы)

Молодцы, живописец –это человек, который рисует картины красками или карандашами.

Воспитатель: Ребята, вспомним, из чего сделана эта посуда? Значит, какая она? (да, вся эта посуда деревянная).

Воспитатель: А теперь, ребята, обратим внимание на хохломской орнамент.

А кто знает, что такое орнамен? (Узор, рисунок).

Правильно. Орнамент – узор, состоящий из повторяющихся в определенной последовательности элементов. Теперь вспомним, какие цвета красок используются в хохломской росписи? Ответы детей

Воспитатель: Какие элементы хохломской росписи вы видите на посуде? Ответы детей

Как вы думаете, умельцы сами придумали их или где-то увидели и нарисовали?

Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника, листики, завитки, точечки, усики.

Дети разрисовывают заготовки «хохломской посуды»

Скоморох: Ребята, вот вы где? У вас получилась очень красивая хохломская посуда.

Чернушка: ребята – молодцы. Они смогли расколдовать краски.

Скоморох: Теперь наша ярмарка будет пестрить разнообразием Хохломских изделий.

Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что мы на ярмарке. Здесь мы можем познакомиться с новой хороводной игрой.

Русская народная малоподвижная игра

У Миланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей.

С такими ушами-приставляют ладони к ушам.

С такими глазами- показывают руками «очки»

С таким носом длинным и курносым-показывают руками «нос»

С такой головой- соединяют руки над головой.

С такой бородой-показывают «бороду»

Ничего не ели-качают головой из стороны в сторону.

Ничего не пили.

На нее глядели- приставляют ладонь ко лбу.

И дружно делали вот так.

Скоморох: Ребята, понравилась вам игра? Ну, а сейчас я с вами прощаюсь, пора мне на ярмарку. До свидания!

Воспитатель: возвращаемся в группу, садитесь на стульчики.

Рефлексия:

В: Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали (на ярмарке)? Какую посуду мы там видели (Хохломскую посуду)? Что больше всего вам понравилось в нашемпутешествие? Отправимся еще на ярмарку к нашему веселому скомороху Егорке?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год