Сценография авторской сказки – постановки «Как на Земле Хакасской весну встречали» |
Фольклор | |||
Автор: Морозова Анастасия Андреевна | |||
19.03.2024 17:41 | |||
Сценография авторской сказки – постановки «Как на Земле Хакасской весну встречали» Сценография- вид художественного творчества, занимающаяся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится всё, что окружает актера (декорация), всё, с чем он имеет дело – играет, действует (материально-вещественные атрибуты, и всё, что находится в его фигуре (костюм, грим, маска и другие элементы преображения и его внешности. Передо мной, как перед музыкальным руководителем была поставлена задача- поставить сказку с отсылкой на региональный компонент, то есть соприкосновение с хакасским бытом и фольклором. Проанализировав имеющийся на тот момент литературный и методический материал, я пришла к выводу, что нужно создавать авторскую сказку, поскольку я не владею хакасским языком, на постановку сказки были ограниченные сроки – 1 месяц. Как режиссеру, который в последующем поставит этот спектакль, мне пришла мысль синтезировать русскую и хакасскую культуру в процессе обрядовых действий, связанных с изменением явлений природы. На дворе март месяц, а это значит, что единым праздником у двух народов является встреча весны. Этот сюжет и был заложен в основу спектакля. Замысел данной постановки- показать зрителю содружество двух народов, а также познакомить с обрядами и обычаями русского и хакасского народа.
Действие происходит в музыкальном зале дошкольного учреждения. Для знакомства с главными героинями – Мать Россия и Мать Хакасия мы использовали синтез музыки, света и танца. В этом нам помог теневой театр. Для этого мы использовали лампу-проектор и белое выдвижное тканное полотно. На фоне декламации главные героини исполняли завораживающий танец с национальными элементами. Идея смотрелась зрелищно и заставила зрителя погрузиться в атмосферу сказки. По разным сторонам зала виднеются ручей и жарки- как символы Хакасии, а воздушные шары из ромашек и зеленые поля – как символ России. На центральной стене располагается банер с изображением ивановских озёр и холмы тающего снега на фоне жарков. Этот пейзаж передаёт настроение природы, её готовность встретить весну и воспрянуть зеленым ковром во всей красе. Интересным решением было изготовление атрибутов для проведения обрядов в виде двух костров и березы. Эти объекты были реалистичными в пространстве для актеров и зрителей, что приближало последних к происходящему на сцене. Для этого использовались старые ветки вяза, светодиодная гирлянда, картонный муляж огня, камень плитняк. Белые помпоны на верхних балках потолка символизировали чистое небо и облака. Они выполнены из гофрированной бумаги. Для проведения обрядов использовались такие атрибуты как: солнышко с лучами (оно выполнено из картонной основы, прикрепленной к обручу и пришитыми лентами); черные ленточки для сжигания в костре- обряд очищения души; цветные ленточки для привязывания к березы и загадывания желания. Голубое полотно и шапочка медведя использовались для знакомства зрителей с национальными играми «Ручеек» и «Медведь и пень». Бумажные жаворонки на палочке были изготовлены для весенних закличек, это символично, так как жаворонки одни из первых появляются после зимовки и ознаменуют приход весны. Детские и взрослые костюмы были изготовлены с отсылкой на национальность. У Матери России – дети, одетые в русские народные костюмы. У Матери Хакасия – дети, одетые в хакасские костюмы. Еще одной изюминкой в декорации послужили изготовленные объёмные буквы «ХАКАСИЯ». Они были выполнены из пенополистерола в Орхоно-Енисейском стиле. Эти буквы гармонично смотрелись на протяжении всего спектакля. Кульминацией спектакля было воссоединение детей разных народов в «Хороводе дружбы», после которой наступила долгожданная весна. Данный музыкальный фрагмент символизирует, что только воссоединившись, поддерживая друг друга можно добиться любых целей на благо процветания и благосостояния родины. «Наступившую весну» было принято показать с применением современного-технического средства – конфетти пушка. Она эффектно разбросала на головы актеров и зрителей зеленые листочки, что вызвало восторг и радость каждого участника. Итогом данного мероприятия стало успешная постановка и множеством положительных отзывов и почетное 1 место в городском конкурсе театральных постановок «Юный артист»
|