Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом
Фольклор
Автор: Жасинене Наталья Александровна   
16.03.2024 11:27

Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментомМетодическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида» Жасинене Наталья Александровна

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с молодыми специалистами оказывает положительное влияние на всех участников отношений, а также самой образовательной организации. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

 

скачать конспект

Я считаю, что наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии.

В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Я как наставник, в своей работе выполняла роль подсказчика, советчика. Стремилась помочь своим подопечным приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией – воспитателя. Своими действиями, идеями и творчеством мотивировала наставляемых на совместную деятельность. А также развивала свои деловые качества, повышала свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

В содержании ФОП ДО отмечена важная необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через предметную деятельность, общение, труд и игру. Игра — это естественный спутник жизни ребенка, его источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.

На педагогическом совете единогласно было принято решение о создании мини музея коми избы «Гажа Керка», который был оформлен силами воспитателей и родителей воспитанников. В музеи проводятся занятия, индивидуальная работа, посиделки, развлечения, просмотр презентаций о нашей Республике Коми. И музей постоянно пополнялся дидактическими материалами, играми, литературой. Однако, учебно-методических пособий и игр в данном направлении недостаточно. Это вызывает необходимость поиска и разработки инновационных подходов.

Примером является разработка методического пособия коми кубики, то есть кубики с элементами коми орнамента. Сами ребята подсказали идею создания одного кубика. Играя в настольную игру- ходилки, пришла мысль создания мягкого кубика с коми орнаментом.

Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному творчеству коми является знакомство с орнаментом и его назначением. Каждый элемент орнамента рассказывает о природе родного края, о жизни и традициях народов Коми. Для того, чтобы лучше изучить коми орнаменты (пасы), мы с детьми посетили историко-краеведческий музей А.Я. Кремса выставка «Быт коми народа», а также Центр Коми культуры им. Б.Ф. Шахова.

Наставляемый молодой педагог поддержала идею коми кубиков и предложила разные способы оформления их. Подключились и родители, предложив свою помощь. Мы с детьми и с родителями разработали проект кубиков, подобрали материалы и реализовали его.

Таким образом, я стала наставником у молодого педагога, родителей. А дети стали идейными вдохновителями.

Вашему вниманию предлагается дидактическое пособие «Этнокубики». Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, представляю игру, которая поможет организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста или самостоятельную деятельность через приобщение детей к национально-культурному компоненту. Такие игры развивают у дошкольника память, воображение, внимание, эстетику, творчество, восприятие цвета, развивается симметрия, координация движений рук, формируется самостоятельность, умение работать точно и быстро, вызывают интерес к истории, быту и традициям коми народа.

Этапы игр:

  1. Знакомство с животными, растениями тундры и тайги (олень, чайка, сова, морошка, клюква, брусника, черника, голубика.), с бытом коми народа (грабли, ошейник, охотник, чум, оленевод и др.)
  2. Знакомство с элементами коми орнамента (название на коми языке) 3. Практическая часть -дидактические игры с кубиками по правилам.
  3. Игры по инициативе детей.

Итог:

  • дети знают элементы Коми орнамента, различают среди других орнаментов и называют (10-12 элементов).
  • дети могут составлять предложения и небольшие рассказы, используя кубики.
  • Играя «Этнокубиками» дети закрепляют имеющиеся знания, а также приобретают новые знания о Коми орнаменте, о родном городе, республике, народных традициях. Предлагаем поиграть в игры с правилами. Практика

Задания для игры:

1). «Составь предложение, используя орнамент». Цель: учить составлять предложения из 3-4 слов, используя орнамент. (В чуме живет оленевод; В тундре растет клюква; В лесу много следов.)

2). «Отгадай загадку, покажи отгадку». Цель: учить внимательно слушать загадки, отгадывать их и находить кубик с изображением коми орнамента, который соответствует отгадке.

1. На далеком севере живет,

Где бегают красавчики олени.

Он никогда почти не устает,

Он никогда не знает лени. (Оленевод)

2. В красных ягодках болото,

Будто их рассыпал кто-то. (Клюква)

3. Стройный быстрый, рога ветвисты,

Пасётся весь день — кто это. (Олень)

4. Город этот не простой,

Он дремучий и густой. (Лес)

3). Игра на внимание, на память «Чего не стало?». Цель: учить запоминать изображения на гране кубика и находить изменения.

4). «Угадай на ощупь и назови словом»

5). «Назови коми орнамент». (демонстрация)

Кружок «Бисеринка» ведет наставляемый педагог, в программу которого включено знакомство с коми орнаментом.

Данная игра уникальна: (рефлексия)

 

возраст

-Данная игра «Этнокубики» может применяться начиная с младшей группы до подготовительной (с условием усложнения для каждого возраста воспитанников), а также педагогами и родителями.

Образовательные области

-Данная игра помогает решать задачи образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционная работа

-Развитие зрительно- моторной координации, развитие глазомера, функции прослеживания глаз, ориентировки на микроплоскости, развитие цветовосприятия, формовосприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коллеги, хотели бы вы использовать данное пособие в своей педагогической деятельности? «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека) ЛИТЕРАТУРА:

Пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа» автор Пасынкова И.А.

Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы

Родники пармы. — Сыктывкар: Коми 60 книжное издательство, 19900, — 192 с.

Федосов Л. С. Градостроительство, архитектура и зодчие Ухты – 160 с. Сыктывкар, 2003

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год