Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом |
Фольклор | |||||||||
Автор: Жасинене Наталья Александровна | |||||||||
16.03.2024 11:27 | |||||||||
Методическое пособие: Игра для ознакомления детей с коми орнаментом Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида» Жасинене Наталья Александровна Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с молодыми специалистами оказывает положительное влияние на всех участников отношений, а также самой образовательной организации. Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Я считаю, что наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии. В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Я как наставник, в своей работе выполняла роль подсказчика, советчика. Стремилась помочь своим подопечным приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией – воспитателя. Своими действиями, идеями и творчеством мотивировала наставляемых на совместную деятельность. А также развивала свои деловые качества, повышала свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей. В содержании ФОП ДО отмечена важная необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны. Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через предметную деятельность, общение, труд и игру. Игра — это естественный спутник жизни ребенка, его источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. На педагогическом совете единогласно было принято решение о создании мини музея коми избы «Гажа Керка», который был оформлен силами воспитателей и родителей воспитанников. В музеи проводятся занятия, индивидуальная работа, посиделки, развлечения, просмотр презентаций о нашей Республике Коми. И музей постоянно пополнялся дидактическими материалами, играми, литературой. Однако, учебно-методических пособий и игр в данном направлении недостаточно. Это вызывает необходимость поиска и разработки инновационных подходов. Примером является разработка методического пособия коми кубики, то есть кубики с элементами коми орнамента. Сами ребята подсказали идею создания одного кубика. Играя в настольную игру- ходилки, пришла мысль создания мягкого кубика с коми орнаментом. Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному творчеству коми является знакомство с орнаментом и его назначением. Каждый элемент орнамента рассказывает о природе родного края, о жизни и традициях народов Коми. Для того, чтобы лучше изучить коми орнаменты (пасы), мы с детьми посетили историко-краеведческий музей А.Я. Кремса выставка «Быт коми народа», а также Центр Коми культуры им. Б.Ф. Шахова. Наставляемый молодой педагог поддержала идею коми кубиков и предложила разные способы оформления их. Подключились и родители, предложив свою помощь. Мы с детьми и с родителями разработали проект кубиков, подобрали материалы и реализовали его. Таким образом, я стала наставником у молодого педагога, родителей. А дети стали идейными вдохновителями. Вашему вниманию предлагается дидактическое пособие «Этнокубики». Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, представляю игру, которая поможет организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста или самостоятельную деятельность через приобщение детей к национально-культурному компоненту. Такие игры развивают у дошкольника память, воображение, внимание, эстетику, творчество, восприятие цвета, развивается симметрия, координация движений рук, формируется самостоятельность, умение работать точно и быстро, вызывают интерес к истории, быту и традициям коми народа. Этапы игр:
Итог:
Задания для игры: 1). «Составь предложение, используя орнамент». Цель: учить составлять предложения из 3-4 слов, используя орнамент. (В чуме живет оленевод; В тундре растет клюква; В лесу много следов.) 2). «Отгадай загадку, покажи отгадку». Цель: учить внимательно слушать загадки, отгадывать их и находить кубик с изображением коми орнамента, который соответствует отгадке. 1. На далеком севере живет, Где бегают красавчики олени. Он никогда почти не устает, Он никогда не знает лени. (Оленевод) 2. В красных ягодках болото, Будто их рассыпал кто-то. (Клюква) 3. Стройный быстрый, рога ветвисты, Пасётся весь день — кто это. (Олень) 4. Город этот не простой, Он дремучий и густой. (Лес) 3). Игра на внимание, на память «Чего не стало?». Цель: учить запоминать изображения на гране кубика и находить изменения. 4). «Угадай на ощупь и назови словом» 5). «Назови коми орнамент». (демонстрация) Кружок «Бисеринка» ведет наставляемый педагог, в программу которого включено знакомство с коми орнаментом. Данная игра уникальна: (рефлексия)
Коллеги, хотели бы вы использовать данное пособие в своей педагогической деятельности? «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека) ЛИТЕРАТУРА: Пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа» автор Пасынкова И.А. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы Родники пармы. — Сыктывкар: Коми 60 книжное издательство, 19900, — 192 с. Федосов Л. С. Градостроительство, архитектура и зодчие Ухты – 160 с. Сыктывкар, 2003
|