Сценарий развлечения для подготовительной группы «В гостях у мордовской хозяюшки» |
Фольклор | |||
Автор: Балакирева Людмила Владимировна | |||
09.03.2024 07:58 | |||
Сценарий развлечения для подготовительной группы «В гостях у мордовской хозяюшки» Цель: Воспитание толерантного отношения в детском коллективе через фольклор. Задачи:
Оборудование: национальный рязанский костюм, национальный мордовский костюм, детские рязанские костюмы, лапти, зал украшен в стиле мордовской избы. Действующие лица: Мордовская хозяюшка, Рязанская хозяюшка. Звучит фонограмма песни русской народной песни «Горница» Дети входят в музыкальный зал «змейкой», взявшись за руки, проходят по залу, встают перед гостями. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятки, Звонкие соловушки, умные головушки! Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте, мы поздороваемся, как бывало в старину. На меня глядите, за мной повторяйте (низкий поклон в пол) Доброго здоровьица, гости дорогие! Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, как я нарядилась, Вас дожидалась. И вы красиво нарядились, Выходите петь, играть Себя людям показать! Песня «Как у наших у ворот» Музыкальный руководитель: Ребята, а какие на вас костюмы? (народные). Не простые — рязанские. Многослойные: снизу рубаха надевается, поверх понева или сарафан, а на них – фартук. А какой цвет преобладает в рязанском костюме? (красный) А вы знаете почему наш город так называется?
В Рязанском княжестве проживали разные народы: Эрзя, мокша, мордва, мещера — давно это было. В наше время остался народ – мордва, который проживает на левом берегу Оки. Хотите побывать в мордовской избе, у мордовской хозяйки? (ответ детей) Музыкальный руководитель: Наше путешествие начинается. Запряжём сейчас быстрей Тройку белых лошадей И поедем в гости мы К левому берегу Оки. Танец «Три белых коня» Открывается занавес и встречает мордовка в национальном костюме. Хозяюшка: Здравствуйте, гости мои желанные, долгожданные. Прошу вас в избу. Проходите, пожалуйста, всем места хватит. Откуда вы ко мне пришли? Ребенок: Мы пришли издалека, Где течет река Ока. Мы рязанские ребята С нами сила, доброта. Расскажите о себе, О народе, о Мордве Хозяюшка: Расскажу о традициях мордовских. Первая — гостей встречают, за стол сажают, самовар большой на стол ставят. Самовар — символ добра, домашнего уюта и семейного покоя. Топили его дровами и шишки добавляли. Шишки запах давали, хворь убивали, их на всю зиму запасали. Края ведь лесистые, хвойных деревьев много. Музыкальный руководитель: У русских похожая традиция есть – хлебосольство. Пословица так звучит «Умей в гости звать, умей и угощать» Самовар у всех в чести был. Танец «Самовар» Хозяюшка: Расскажу я вам сейчас что было у нас в старину. Хотите? Сейчас Мордовия — отдельная республика, которая граничит с рязанской областью. Раньше мордва жила на территории рязанского княжества и делилась на мокшу и эрзя. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые: грибами, ягодами, пушным зверьем. Темными, зимними вечерами собирались мордовские люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Песня «Луганяса келуня» мордовская Хозяюшка: Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи — панары, потом их вышивали и делали украшения. Музыкальный руководитель: Ребята, сравните мой костюм и мордовской хозяюшки, чем они похожи и чем они отличаются? (нет многослойности: длинная рубашка без воротника, на голове) Хозяюшка: На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина. Музыкальный руководитель: Такая обувь во всем Рязанском княжестве в старину в чести была. Мы с лаптями поиграем Как ходить в них трудно мы узнаем. Игра «Лапти» Музыкальный руководитель: В нашем в детском саду работают воспитателями, люди которые родились в Мордовии. И среди детей есть рязанцы, которые родились в других местах: Азербайджане, Армении. Они бережно хранят свои традиции, но и с удовольствием знакомятся с нашими. И сейчас ребята исполнят свой национальный танец. Танец джигитовка Хозяюшка: Какие славные ребята! Музыкальный руководитель: Понравилось вам ребята? Мы все разные, но мы все вместе. Сейчас оркестр исполнит русскую народную песню «Калинку», которая известна во всем мире. Оркестр «Калинка» Музыкальный руководитель: Спасибо тебе большое хозяюшка, но делу время – потехе час, повеселились – пора и честь знать. Нам с ребятами пора возвращаться в наш детский сад. Хозяюшка: Спасибо, что вы ко мне пришли! Понравилось ли вам у меня в гостях? (ответ детей) Буду рада видеть вас снова. Дети прощаются с хозяйкой, занавес закрывается. Музыкальный руководитель: Запряжём опять быстрей Тройку белых лошадей И поедем с песней звонкой На родимую сторонку. Танец-песня «Три белых коня» Музыкальный руководитель: Вот и подходит к концу наша с вами встреча. У какого народа мы сегодня побывали в гостях? Что вы узнали нового. Хотели бы вы еще что-нибудь узнать о других народностях, населяющих нашу страну.
|