Проект по народной культуре «Русь православная» |
Фольклор | |||
Автор: Аксенова Анна Ивановна | |||
08.03.2024 13:28 | |||
Проект по народной культуре «Русь православная» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10 г. ХИМКИ ДО «РЯБИНУШКА» Составитель: старший воспитатель Аксенова Анна Ивановна г. о. Химки, 2022-2023 год. Интегративный информационный проект с элементами творчества Разработала педагог первой квалификационной категории Аксенова Анна Ивановна Участники проекта: воспитанники старших групп, их родители, музыкальные руководители и педагоги.
Продолжительность работы: три месяца (декабрь-март) Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание Патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с традициями народной культуры. Объект: Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре Предмет: русские народные календарные праздники, обычаи, игры как средство приобщения детей 5-7 лет к русской народной культуре. Гипотеза: мы предполагаем, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями родного народа способствует их патриотическому воспитанию и развитию, формированию гражданской позиции. Задачи:
Предполагаемые результаты:
Этапы проекта.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности. 3. Заключительный (16. 01. 2023-28. 02. 2023) Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод. Определение задач для нового проекта. 1. Организационно – подготовительный этап. Актуальность: Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как встарь, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам славить Спасителя, прославляли хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа. Поэтому в детском саду пройдёт не только развлекательно – игровая часть святочной недели, но и подготовка к этому веселью. Ребята будут ждать день Рождения Иисуса – младенца. Готовить ему свои дары: (послушание, дружелюбие, трудолюбие и т.д.), изготавливать подарки для своих родных и близких и готовиться к Святкам. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что устное народное творчество, народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Колядки, игровые программы, встреча гостей, театрализованные представления, ждут ребят и взрослых на святочной неделе, к которой надо готовиться и которую надо ждать. 2. Аналитический этап. Комплексно — тематическое планирование: а) Познавательно-речевое направление: Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется. Немаловажную роль играют также впечатления от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. Прибаутки, песни, небылицы, сказки – все вместе приобщает детей к истокам нашей жизни. Ониважны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
б) Социально-личностное направление Социальные контакты:
Ручной труд: изготовление подарков:
Игровая деятельность:
Игры-спутники: «День рождения», «Подарок», «В гости».
в) Художественно-эстетическое направление:
Изобразительное искусство:
Музыка: Дидактические игры: “Узнай песню по словам”, “Узнай песню по мелодии”. Заучивание слов к песням: «Ёлка» Е. Телечеевой, «Как на тоненький ледок» р.н. песня, «Зима» Вивальди, «Новогодняя хороводная» Попатенко.
г) Физкультурно – оздоровительное направление:
д) Работа с родителями:
Примечательной чертой Святок был обычай колядования или Славления. Группы участников могли состоять из людей одного возраста: ребятишек, парней, девушек, взрослых мужиков и баб, кое-где ходили колядовать и вперемежку. Часто дети ходили с большой самодельной звездой из бумаги. Она символизировала звезду, взошедшую над Вифлеемом, когда родился Христос. Не одаривать христославов считалось грехом. Ближе к вечеру отправлялись колядовать старшие парни и девушки и взрослые. Они славили хозяев, желали им богатого урожая и приплода, просили себе угощения. 3. «Как рассказать детям о Масленице». Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Но нужно помнить, что Масленица – это древний, еще языческий праздник, который сохранился после крещения Руси. Это праздник со своими особыми традициями, смысл которых детям может быть непонятен. Например, Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Постарайтесь найти время и расскажите детям про масленицу: о том, почему праздник так называется; почему масленица отмечается всегда разного числа; про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины. Почему у масленицы нет постоянной даты? Масленица – праздник переходящий и не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется — масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния. Почему праздник проводов зимы называется масленицей? Во время масленичной недели мясо уже не ели, так начиналась подготовка организма к Великому посту (7 недель). А называется праздник масленицей потому, что масло еще можно было есть наряду с другими молочными продуктами (масленица от слова «масло»). Почему на масленицу пекут блины? Предложите ребенку отгадать, почему на масленицу пекут именно блины, а не пироги или ватрушки. Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает. Как отмечали масленицу на Руси? На Руси масленица всегда отмечалась широко. С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – все ходили друг к другу в гости, отдыхали, работать было запрещено. На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои развлечения и обряды.
3. Заключительный этап. Презентация проекта:
Вывод: Наиболее благоприятного периода для духовного развития детей, чем участие их в православном празднике нет. Самое доброе, мудрое, светлое было заложено в души наших воспитанников в период подготовки и проведения рождественских мероприятий. Разнообразные формы работы обогатили впечатления детей яркими красками. Взрослые участники проекта (педагоги и родители), смогли вовлечь детей в совместную творческую деятельность, что дало ребятам ощущение сопричастности их к православным и семейным традициям. Масса впечатлений, удивлений и радости принеслипраздники воспитанникам, родителям и воспитателям.
|