Интегрированное занятие «Загадки от Куйгорожа» в старшей группе. |
Фольклор | |||
Автор: Разинова Елена Владимировна | |||
12.12.2023 09:26 | |||
Интегрированное занятие «Загадки от Куйгорожа» в старшей группе. Автор: Разинова Елена Владимировна. Цель:
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методические приемы:
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением кукол в национальных костюмах, знакомство с элементами национальной мокшанской одежды, с символикой мордовского народа, чтение сказок, художественных произведений национальной литературы, рассматривание тематических альбомов о Мордовии. Материал и оборудование: Демонстрационный:
Раздаточный: заготовки для индивидуальной работы: силуэты женской одежды, Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки. Ход ООД: Воспитатель показывает письмо, полученное утром для детей группы. Воспитатель: Сегодня мы будем разгадывать загадки, которые прислал нам Куйгорож — герой мордовских сказок. (Выставляется картинка Куйгорожа) (Слайд 1) Загадки предполагают решение разных заданий, а в конце нас ждет сюрприз. Прежде чем начать, необходимо вспомнить символы нашего народа. Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Назовите столицу России? (Москва.) А как называется наша республика? (Наша республика называется Мордовия). Назовите столицу Мордовии. (Саранск.) Воспитатель показывает флажки. (Слайд 2) Воспитатель: Что это за флаги? (Это флаги России и Мордовии.) (У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, «розеток», из которых необходимо сложить государственный флаг Мордовии). - Что представляет собой флаг Мордовии? Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – символ солнца. Важную роль в флаге играет цвет: белый цвет обозначает чистоту, невинность, мир; красный – силу, мужество, любовь, храбрость; синий – славу, честь, верность. Соберите флаги России и Мордовии. Игра «Собери флаг» Дети выполняют задание Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой Куйгорож? (Ответы детей.) Воспитатель: Правильно. Куйгорож– это совенок со змеиным хвостом, который помогает людям по хозяйству, делает все, что ему прикажешь. Только без дела его оставлять его нельзя. Вот он и приготовил для нас задания, чтобы мы были такими же трудолюбивыми. (Слайд 3) 1. Вы смотрели мультфильм про Куйгорожа. Из всех иллюстраций известных мультфильмов вам нужно выбрать картинки из мультфильмаКуйгорож. (Дети выполняют задание) 3. Воспитатель: – Ребята, посмотрите на картинки. (Слайд 4) Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это предметы, которые изготавливают в Мордовии») Назовите ремесло или занятие мордвы. (Резьба по дереву. Плетение из лозы, из бересты. Бисероплетение. Вышивка. Изготовление национальных кукол). Воспитатель: В нашем мини – музее появилась новая игрушка. Найдите и покажите её. Дети выполняют задание. Воспитатель: Это Глиняный колокольчик. Изготовление из глины предметов посуды и игрушки были тоже занятием мордвы в старину, которое сохранилось по сей день. 4. Физкультминутка По Саранску мы идем. (Маршируют) Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево) Мы по улице шагаем. (Маршируют) Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем) Делай шаг-раз, два. Взмах руками — три, четыре. Повертели головой. (Повороты головы) Влево — вправо. Хорошо! Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте) По Саранску мы идем. (Маршируют) Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево) Мы по улице шагаем. (Маршируют) Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем) Делай шаг-раз, два. Взмах руками — три, четыре. Повертели головой. (Повороты головы) Влево — вправо. Хорошо! Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте) Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Перед детьми карточки с изображением представителей одного из народов. Воспитатель: ребята, мы живем на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная. Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии? (Русские, татары, мордва.) Воспитатель: И все же, коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Куйгорож предлагает найти и отобрать карточки с изображением мордовскогонационального костюма. Воспитатель: Мордовские женщины издавна гордятся своим национальным костюмом. Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм. (Выставляется кукла в мордовском национальном костюме). Это рубашка, по — мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная и черная) Обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах. Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек) А чем подвязывается рубашка? (поясом) Верно, рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят. А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый. Что завязывали мордовские женщины на голову? (платок или кокошник — панго) Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их — великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете орнаментом мордовский костюм. Приглашаю вас в мастерскую мордовских мастеров. (выставляются образцы) Вспомните, какие цвета используются в мордовском орнаменте? (красный, черный) Где в мордовском наряде расположен орнамент? (Около горловины рубахи, на рукавах, внизу рубахи) Правильно, наши предки считали, что это защищает хозяина одежды от всего плохого. Какие элементы узора вы знаете? (крест, ромб, галочка) У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. Воспитатель: сейчас каждый из вас придумает свой узор для мордовского костюма. (Убираются образцы). Дети рисуют. Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами все задания выполнили и добрались до сундучка с сюрпризом от Куйгорожа. Давайте заглянем в него. 6. Рефлексия Итог занятия. Что для вас было самым интересным на занятии? Что было самым трудным на занятии? Воспитатель: Куйгорож и сам трудился и мы сегодня разгадав его задания потрудились на славу. Много еще интересного хранит наш мордовский народ, о чем и узнаем в следующий раз. Список использованных источников:
|