Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Русская народная игрушка — матрёшка» в средней группе |
Фольклор | |||
Автор: Cтрелец Любовь Михайловна | |||
29.11.2023 18:04 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Русская народная игрушка — матрёшка» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Подготовила Стрелец Любовь Михайловна, Воспитатель г.Октябрьский 2023-2024 учебный год Цель: Знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Приоритетная образовательная область: познавательная область, художественно-эстетическая область Методы и приемы: Наглядный (рассматривание матрешки, использование ИКТ) Словесный (рассказ, беседа) Практический (работа за столами) Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг о матрёшках, разучивание стихов и загадок о матрёшках Используемое оборудование: шкатулка, матрешки, проектор Раздаточный материал: матрешки из фетра Форма организации деятельности: групповая Место проведения: группа Ход: 1. Организационный момент: (Дети стоят в кругу) Воспитатель: Мы идём с тобой по кругу, Улыбаемся друг другу. Повстречаться мы спешим, Поздороваться хотим. Снова встретились с тобой, Топнем весело ногой, Покачаем головой, Улыбнёмся мы с тобой. Скажем: «Здравствуй» мы друг другу И опять пойдём по кругу. Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам красивую шкатулку, в ней игрушка не простая, а волшебная, расписная. Чтоб игрушку вам узнать загадку нужно угадать. Я с таинственной игрушкой Заигралась допоздна, Разбираю, собираю, То их восемь, то одна. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка (Матрёшка) Ответы детей (слайд2) Воспитатель:. Хотите поиграть с матрёшкой? Ответы детей Игра «Матрёшка, где ты?» Ход игры: Воспитатель: Хожу, брожу, матрёшку держу, Разберу пополам, деткам в руку дам (руки дети прячут за спину) Вы тихонечко сидите, ничего не говорите, Да и сами не смотрите, только в ручке держите. Воспитатель: Матрёшка, где ты покажись! (Дети, у которых в руке оказалась матрёшка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю) 2. Основная часть Воспитатель: Ребята, хотите узнать как появились первые матрёшки? (слайд3) Однажды одному богатому человеку привезли в подарок из далёкой страны фигурку добродушного, лысого смешного старичка, символизирующего в этой стране счастье и удачу. Игрушка оказалась с секретом, она состояла из двух половинок, а внутри неё прятались фигурки поменьше. Такаяигрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан сфартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивыеглазки и яркий румянец. И назвали её стариннымрусским именем – Матрёна. Воспитатель: Ласковое имя Матрёны — Матрёшечка С той поры для всех детишек появились деревянные игрушки, разрисованные разными узорами, цветами, ягодами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка — матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего сделана матрешка? Ответы детей Воспитатель: Верно, Матрешку изготавливают из дерева липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком (слайд 4) Воспитатель: Раз матрешка сделана из дерева, значит она какая? Ответы детей Воспитатель: Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной? Ответы детей Воспитатель: Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная) Воспитатель: Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Физкультминутка. Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают). На ногах сапожки топают матрёшки (топают). Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо) Всем знакомым поклонись (дети кланяются). Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся) В сарафанах ярких, пёстрых (приседают). Вы похожи словно сёстры (качают головой). Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают). Воспитатель: А вы знаете, что матрёшки бывают разные? - Сергиево — Посадская матрёшка (слайд 5), Вятская (слайд 6), Семеновская (лайд 7), Тверская (слайд 8) и разные другие. Они носят название той местности, где их делают. Но у всех у них есть отличительные особенности Многие художники на матрёшке изображают времена года (слайд 9), профессии людей, кошек или собак, сюжеты современных произведений. Всё большеераспространение получают матрёшки, на фартуках которых изображенысюжеты из русских народных или авторских сказок (слайд 10). Воспитатель: Ребята, я принесла вам необычныематрёшки из фетра, которых не успели украсить на фабрике. Посмотрите на них. Матрёшкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрёшкам, стать красивыми, и нарядными, как их подружки. Вы согласны? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую, гдебудем наряжать нашуМатрёшку. (Дети выкладывают узор из фетра) Воспитатель: Вы такие молодцы! Потрудились от души, все матрёшки хороши! 3. Заключительная часть Воспитатель: Ребята, с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Что вы можете рассказать о матрешке? А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
|