Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий интерактивной программы «Русские народные игры»
Фольклор
Автор: Краивая Наталья Михайловна Мешалкина Марина Владимировна Блызнюк Ирина Марленовна   
26.11.2023 09:01

Сценарий интерактивной программы «Русские народные игры»Сценарий интерактивной программы «Русские народные игры»

Цель: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по формированию гражданственности и толерантности детей через народные игры.

Задачи:

  1. Формировать чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.
  2. Познакомить педагогов с практикой формирования гражданственности и толерантности через русские народные игры.
  3. Обучить педагогов практическим приемам использования русских народных игр в работе по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Содействие созданию условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Оборудования и материалы: атрибуты, материалы к играм (бубен, шапка, платок, палка, колечко, маска бабы-яги, помело) Музыкальное сопровождение.

 

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш сегодняшний практикум посвящен народным играм.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Такое воспитание сопровождало ребёнка с пелёнок, постепенно внедряясь в сознание маленького человека.

Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». В наше время многое мы оцениваем по-другому, многое для себя заново открываем. Это касается и прошлого нашего народа. И очень многое из этого прошлого нам знакомо поверхностно или вообще утеряно. Как же жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Во что и как играли наши предки? Какие они соблюдали обычаи? Попытка ответить на эти и подобные вопросы – означает стремление восстановить связь времён, восстановить утраченные ценности. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом становления личности. Какова же польза народных игр?

Первый и самый главный плюс – общение.

Общение дошкольников друг с другом, и детей со взрослыми. В эти игры (в отличие от компьютерных) в одиночку не поиграешь. Ребенок может побыть в роли взрослого, когда он играет с папой и мамой, он объясняет правила, советует что-то.

Второй плюс – дети учатся договориться, ведь им необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.

Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.

Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.

Таким образом, совместные игры взрослых и детей с использованием лучших национальных традиций воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе.

Согласно исследованиям Капицы Ольги Иеронимовны и Науменко Георгия Марковича игры условно можно разделить на следующие виды:

1) подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( «Дорожки», «Ловишки», «Прятки», «Курочки», «Змейки» и др.)

Я предлагаю Вам поиграть в эти игры.

Вот в этом волшебном сундучке таится целый мир русских народных подвижных игр, а в какую из них поиграем, — мы сейчас узнаем (предлагаю одному из гостей вытащить название игры из сундучка)

Подвижная игра «Горелки с платочком»

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят!

После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

2) обрядовые (календарные) игры — это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Блины», «Золотые ворота», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.

Обрядовая игра «Заря»

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря — зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз-два, не воронь, беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Следующий вид игр это:

3) игры по отношению к природе (природные). Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. К ним относятся: «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Заинька», «Земля – вода – небо», «Гусилебеди» и др.

Выбираем игру.

Природная игра «Земля–вода–небо»

Играющие садятся или становятся кругом к центру лицом. В центре ведущий с мячом. Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать какое-либо животное, обитающее в указанной среде (например, волк на слово «земля», карась на слово «вода»). Потом надо вернуть мяч водящему. Если игрок не успел назвать (или неправильно назвал) животное и не сумел поймать мяч, выбывает из игры. Ведущий бросает мяч новым игрокам, стараясь всех держать «в игре» – в ожидании мяча. Можно даже дважды бросить мяч одному игроку.

Четвертый вид

4) драматические игры (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-либо героя ( «Идет коза по лесу», «Волк – волчок», «Бабка Ёжка» и др.)

И так русская народная игра «Бабка Ёжка»

Участники образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Когда «заколдованных» станет много выбирается другой водящий.

5) игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. ( «Гуси-гуси», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Краски»).

Играем в игру с ведущим «Гуси-гуси»

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Так летите!

– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

- Так летите как хотите, только крылья берегите!

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Следующий вид – это

6) трудовые (бытовые) игры, они знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. К трудовым играм относятся: «Огородник», «Катай каравай», «Капуста», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.). Итак, играем в русскую народную игру «Капуста».

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица,

Бобер и курица,

Заяц усатый,

Медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: бежать можно только после слов «медведь косолапый».

И последний вид игр – это:

7) игры – забавы.

Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

Игра-забава «Идет коза рогатая» (Изображаем пальцами «козу» и произносим слова)

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт, -

Забодает, забодает, забодает.

(показываем, как бодается коза)

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, так давайте же не утратим все то ценное что создавалось веками и лежит у истоков русского народа.

Надеемся, что сегодняшний практикум был Вам полезен, а с помощью русских народных игр наши дети, не только весело и полезно для здоровья научатся проводить свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год