Сценарий интерактивной программы «Русские народные игры» |
Фольклор | |||
Автор: Краивая Наталья Михайловна Мешалкина Марина Владимировна Блызнюк Ирина Марленовна | |||
26.11.2023 09:01 | |||
Сценарий интерактивной программы «Русские народные игры» Цель: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по формированию гражданственности и толерантности детей через народные игры. Задачи:
Оборудования и материалы: атрибуты, материалы к играм (бубен, шапка, платок, палка, колечко, маска бабы-яги, помело) Музыкальное сопровождение.
Ход: Добрый день, уважаемые коллеги! Наш сегодняшний практикум посвящен народным играм. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Такое воспитание сопровождало ребёнка с пелёнок, постепенно внедряясь в сознание маленького человека. Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». В наше время многое мы оцениваем по-другому, многое для себя заново открываем. Это касается и прошлого нашего народа. И очень многое из этого прошлого нам знакомо поверхностно или вообще утеряно. Как же жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Во что и как играли наши предки? Какие они соблюдали обычаи? Попытка ответить на эти и подобные вопросы – означает стремление восстановить связь времён, восстановить утраченные ценности. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом становления личности. Какова же польза народных игр? Первый и самый главный плюс – общение. Общение дошкольников друг с другом, и детей со взрослыми. В эти игры (в отличие от компьютерных) в одиночку не поиграешь. Ребенок может побыть в роли взрослого, когда он играет с папой и мамой, он объясняет правила, советует что-то. Второй плюс – дети учатся договориться, ведь им необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д. Третий плюс – учатся разрешать конфликтные ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок. Таким образом, совместные игры взрослых и детей с использованием лучших национальных традиций воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе. Согласно исследованиям Капицы Ольги Иеронимовны и Науменко Георгия Марковича игры условно можно разделить на следующие виды: 1) подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( «Дорожки», «Ловишки», «Прятки», «Курочки», «Змейки» и др.) Я предлагаю Вам поиграть в эти игры. Вот в этом волшебном сундучке таится целый мир русских народных подвижных игр, а в какую из них поиграем, — мы сейчас узнаем (предлагаю одному из гостей вытащить название игры из сундучка) Подвижная игра «Горелки с платочком» Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором: Гори, гори, масло, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят! После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит». 2) обрядовые (календарные) игры — это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Блины», «Золотые ворота», «Солнышко», «Заря Зарница» и др. Обрядовая игра «Заря» Игроки встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит: Заря — зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Раз-два, не воронь, беги как огонь! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Следующий вид игр это: 3) игры по отношению к природе (природные). Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. К ним относятся: «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Заинька», «Земля – вода – небо», «Гусилебеди» и др. Выбираем игру. Природная игра «Земля–вода–небо» Играющие садятся или становятся кругом к центру лицом. В центре ведущий с мячом. Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать какое-либо животное, обитающее в указанной среде (например, волк на слово «земля», карась на слово «вода»). Потом надо вернуть мяч водящему. Если игрок не успел назвать (или неправильно назвал) животное и не сумел поймать мяч, выбывает из игры. Ведущий бросает мяч новым игрокам, стараясь всех держать «в игре» – в ожидании мяча. Можно даже дважды бросить мяч одному игроку. Четвертый вид 4) драматические игры (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-либо героя ( «Идет коза по лесу», «Волк – волчок», «Бабка Ёжка» и др.) И так русская народная игра «Бабка Ёжка» Участники образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка — Костяная Ножка С печки упала, ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу – Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Когда «заколдованных» станет много выбирается другой водящий. 5) игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. ( «Гуси-гуси», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Краски»). Играем в игру с ведущим «Гуси-гуси» На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: – Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите! – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! - Так летите как хотите, только крылья берегите! После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Следующий вид – это 6) трудовые (бытовые) игры, они знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. К трудовым играм относятся: «Огородник», «Катай каравай», «Капуста», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.). Итак, играем в русскую народную игру «Капуста». Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, Бобер и курица, Заяц усатый, Медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: бежать можно только после слов «медведь косолапый». И последний вид игр – это: 7) игры – забавы. Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Игра-забава «Идет коза рогатая» (Изображаем пальцами «козу» и произносим слова) Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, - Забодает, забодает, забодает. (показываем, как бодается коза) Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, так давайте же не утратим все то ценное что создавалось веками и лежит у истоков русского народа. Надеемся, что сегодняшний практикум был Вам полезен, а с помощью русских народных игр наши дети, не только весело и полезно для здоровья научатся проводить свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.
|