Картотека «Кубанские народные игры и хороводы по временам года» |
Фольклор | |||
Автор: Мизикина Ольга Борисовна | |||
18.11.2023 20:24 | |||
Картотека «Кубанские народные игры и хороводы по временам года» Составитель: музыкальный руководитель Мизикина Ольга Борисовна Весна. Игра: «Достань платочек». Взрослый: А у нас есть казачата, Все весёлые ребята! Могут песню запевать, Больше любят поиграть.
Взрослый держит обруч над головой детей, на котором слегка привязаны платочки. Дети подпрыгивают и срывают платочки. рь, кто твой друг? Пахарь: Грач и жаворонок. (грач и жаворонок обходят и встают в круг с «Весной»). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Дождик весенний (дождик вбегает в центр и имитирует падающие капли). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Красно солнышко (солнышко просыпается). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Тёплый ветер. Дети берутся за руки, образуют два круга. Внешний круг бежит вправо, внутренний влево. Во время движения дети нараспев говорят: Пришла весна, Пришла красна. Посмотри, дружок, Как ожил лужок, Ясно солнышко, сияй, Весну красную встречай. «Заря – Заряница» Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Заря — Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь А беги, как огонь! С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. «Верхом на коне» Детям рассказывают, что раньше малым детям давали кочергу (это был их конь). Верхом на кочерге дети бегали и кричали: Прощай зима холодная, Приходи лето красное! Соху мне, борону мне – И пахать пойду! В данной игре в качестве кочерги используются палки длинной 1 м. по количеству играющих. Приходу весны радовались все от мала до велика и народ складывал приветственные песни и водили хороводы. Игра: «Прилёт птиц» (хоровод). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Весна – красна (девочка – весна обходит друг). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Грач и жаворонок. (грач и жаворонок обходят и встают в круг с «Весной»). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Дождик весенний (дождик вбегает в центр и имитирует падающие капли). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Красно солнышко (солнышко просыпается). Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг? Пахарь: Тёплый ветер. Дети берутся за руки, образуют два круга. Внешний круг бежит вправо, внутренний влево. Во время движения дети нараспев говорят: Пришла весна, Пришла красна. Посмотри, дружок, Как ожил лужок, Ясно солнышко, сияй, Весну красную встречай. Красная горка. «В круги». Выбирается водящий. Играюшие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют: Отгадай, чей голосок, Становися во кружок. И скорей кого-нибудь Своей палочкой каснись. Отвечай поскорей. Отгадать поторопись. Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг. «Верба-вербочка». Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая: Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая, Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже. Как во городе царевна посреди круга стоит, Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт. На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать: Люди спросят: «Кто такой?», Катя скажет: «Милый мой» В конце девочка и мальчик танцуют. «Тополек» Цель: действовать в соответствии с правилами. Ход игры. В игре участвуют: ведущий — «тополь», 3 игрока — «ветры», остальные — «пушинки», В центре площадки в кругу диаметром 2 м. стоит ведущий — «тополь», «пушинки», за кругом. Ведущий (тополь): «На Кубань пришла весна, распушила тополя. Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!» После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинки», те устремляются в круг к «тополю». Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя. Лето. «Кауны» Цель: развивать быстроту, ловкость, умение двигаться под музыку. Ход игры. На одном конце площадки проводится черта — это «бахча». За чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Когда «сторож» засыпает, играет музыка, дети направляются к бахче со словами: «Крадем, крадем кауны, деда не боимся Дед нас палкой — мы его каталкой». Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. «Подсолнухи» Цель: развивать наблюдательность. Ход игры. Игроки — «подсолнухи» стоят врассыпную. Один — земледелец, он запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи под кубанскую народную музыку меняются местами. По возвращению земледельца, музыка останавливается, ведущий произносит считалку, тот в свою очередь, по окончании слов должен отгадать, кто где стоял: «Солнце светит, дождь идет, Семечко растет, растет. К солнцу тянется росток, Тонкий, тонкий стебелек. Земледелец не зевай, перемены отгадай!» «У Куцей Бабы» (Каневская станица) Играли малыши и ребята, хотя могли быть и самые неожиданные изменения: играли мама, или старшая сестра. Одному игроку завязывали глаза и ставили возле стенки в комнате. Это была «КУЦА БАБА». Между игроками и Бабой происходил такой диалог: - Бабо. Бабо! Дэ ты стоишь? - На камни. - Шо ты продаешь? - Квас. - Ловы девок (хлопцев) та ны нас, та по лавочках ны лазь! И дружно разбегались по комнате, а Баба должна была кого-нибудь поймать. Если Баба подходила к окну или печке, все кричали: «Бабо, жар!», предостерегая ее от неприятностей. Если Баба ловила игрока – он становился Бабой, и игра продолжалась. «Мельница» Цель: развивать ориентировку в пространстве. Ход игры. Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится, проговаривая слова: «Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся! Мели, мели, засыпай, и в мешочки набивай! Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный, Съеден белый хлебик, мели новый, мельник!» На последнем слове дети должны остановиться, удерживая равновесие и не шевелиться. Кто не справится с заданием, выходит из игры. Игра повторяется. Осень. «Утка» Цель: развивать ловкость. Ход игры. Играющие становятся в круг. Считалкой выбирается «селезень» и «утка». Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом, взявшись за руки поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дити пищать, Исти хотять!» При этом утку свободно пропускают из круга в круг, а селезня стараются задержать. «Хлибчик» Цель: развивать быстроту, ловкость. Ход игры. Дети делятся на пары. Ведущий — «хлибчик» (без пары) становится на некотором расстоянии от детей. Он громко произносит: «Пеку, пеку хлибчик»! Дети: «А выпечешь?» Ведущий: «Выпеку!» Дети: «А убежишь?» Ведущий: «Посмотрю!» С этими словами дети и «хлибчик» бегают врассыпную по площадке. На команду педагога: «Пара!» — быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется. «Кривой петух» Дети стоят по кругу. Один в центре с завязанными глазами — «петух». Дети спрашивают, «петух» отвечает: «Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках). «А как тебе, не колко?» (На подковочках). Дети идут по кругу и поют: «Ступай в кут, там блины пекут, Там блины пекут, тебе блин дадут». Ребенок — «петух» стучит ногой об пол (3 раза). Дети: «Кто там?» (Это я, Тарас). Дети: «Лови нас, не открывая глаз». Пойманного «петух» должен угадать. Угаданный становится «петухом». «Калачи» Цель: развивать ловкость, быстроту. Ход игры. Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова: «Бай-качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи». По окончании слов игроки бегают врассыпную по площадке. На слова ведущего: «Найди свой калач!» дети строятся в свой круг. При повторении игры дети могут меняться местами в кругах. Зима. «Малечена — Калечена» Цель: развивать равновесие, мелкую моторику рук. Ход игры: Выбирается ведущий. Все игроки берут в руки небольшую палочку длиной 20-30 см и встают как можно дальше друг от друга, произнося слова: «Малена — Калена, сколько часов осталось До вечера, до зимнего?» После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три... десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. «Курень» Цель: развивать быстроту, ориентировку в пространстве. Ход игры: В разных концах зала ставятся стулья, на которых лежат шали (платки). Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку (бубен) дети перемещаются врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль (платок) и вытянутыми над головой руками натягивают ее (его), делая крышу над головой. «Золотые ворота» Цель: развивать ловкость, быстроту. Ход игры. Играющие, образуя круг, берутся за руки и поднимают их вверх — делая «золотые ворота». Один из участников игры — водящий, проходит через «золотые ворота» по кругу «змейкой», при этом все говорят слова: «В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас!» Играющие, под чьими руками оказался ведущий, бегут в разные стороны по кругу. Прибежавший первым — встает в пару с водящим, а проигравший идет по кругу «змейкой». «КУМУШКА» Играющие 10-15 чел образуют круг, места обозначены предметами. Игра под звучание р. н. мелодии «Барыня» ж. Ведущий ходит и поёт по кругу:
Я куму себе ищу (Останавливается против 1 человека, поёт) -Кумушка, дай ключи (Ему отвечает выбранный игрок) -Поди там постучи Дети под музыку, двигаются по кругу. По окончании звучания мелодии все становятся к предмету, (занимают места) вед старается занять кружок. Ведущий меняется, игра продолжается. «Заюшка» Цель: совершенствовать силовые качества, ловкость. Ход игры. Дети образуют круг, внутри круга находится водящий — «заюшка». Играющие, взявшись за руки двигаются по кругу, произнося слова: «Ишов заюшка по воду, тай вдарився чолом об воду. Котры булы в батюшки, котры булы в матушки. По базари ходилы и ножки томилы. То в ти, то в ти ворота, а ворота позамыкани, Жовтим писком позасыпани». «Заюшка» медленно передвигаясь по кругу, старается неожиданно вырваться из круга. Если это удается, играющие его ловят. Игрок, поймавший водящего, сам становится «заюшкой»
|