СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА |
Фольклор | |||
Автор: Дацова Татьяна Сергеевна Чигринская Галина Валентиновна Усенко Ирина Сергеевна Дьяченко Екатерина Викторовна | |||
23.11.2023 04:58 | |||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Аннотация. Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста, наполненными сутью национальной культуры. Научные изыскания фольклористов различных стран и народностей вот уже три столетия доказывают, что с помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к родному русскому языку. Поэтому одной из самых актуальных задач дошкольной педагогики является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках, танцах и хороводах, играх и игрищах. Жизнь – показатель их педагогической значимости, поэтому актуальность темы вызвана потребностью в формировании у детей интереса к детскому фольклору, обогащению словарного запаса детей, социально-коммуникативному активному общению.
Исследования современных ученых В. Адлера, З.Кодая, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, К. Орфа, Ж.Е. Фирилевой показывают, что колыбельные песни, подпевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества. Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. В работах Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Волчанской, Н.Г. Кононовой, Метлова, Е.Г. Сайкиной, было доказано, что в музыкальном развитии дошкольников можно успешно использовать различные жанры фольклора. Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов. Посредством фольклора осуществляется социально-коммуникативное развитие через вхождение ребенка в мир ценностей и норм родной культуры, родного сообщества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживаниюпониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения [8]. Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в ДОУ. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям. Поэтому мы ставим перед собой следующие задачи:
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы широко используем народное творчество. В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например: «Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Димочка хороший! Ванечка пригожий!» Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и подпевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: «Ай лады, лады, лады Не боимся мы воды…» «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, «Кран, откройсяНос умойся…» А пальчики – Алешке» Помогает потешка и в процессе кормления: «Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку…» Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Фольклор в жизни детей является тем инструментом эмоциональной психокоррекции, который не только успокаивает и лечит, но и благоприятно влияет на социально-коммуникативное развитие, способствует восприятию и усвоению мира ценностей и нравственных норм родной культуры, родного сообщества. Играя в потешки, игры, хороводы ребенок испытывает радость от возможности бытьсубъектом социальных отношений, выполняя активную позицию, в которой формируется механизм пристойного и добропорядочного поведения каждого ребенка. Народное искусство благодаря созданию специально организованной среды в ДОУ, дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком и музыкальной культурой. Дацова Татьяна Сергеевна Чигринская Галина Валентиновна Усенко Ирина Сергеевна Дьяченко Екатерина Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида Белгородская обл п.Чернянка
|