Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Фольклор
Автор: Дацова Татьяна Сергеевна Чигринская Галина Валентиновна Усенко Ирина Сергеевна Дьяченко Екатерина Викторовна   
23.11.2023 04:58

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРАСОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Аннотация. Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста, наполненными сутью национальной культуры.

Научные изыскания фольклористов различных стран и народностей вот уже три столетия доказывают, что с помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к родному русскому языку.

Поэтому одной из самых актуальных задач дошкольной педагогики является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках, танцах и хороводах, играх и игрищах. Жизнь – показатель их педагогической значимости, поэтому актуальность темы вызвана потребностью в формировании у детей интереса к детскому фольклору, обогащению словарного запаса детей, социально-коммуникативному активному общению.

 

Исследования современных ученых В. Адлера, З.Кодая, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, К. Орфа, Ж.Е. Фирилевой показывают, что колыбельные песни, подпевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества. Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. В работах Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Волчанской, Н.Г. Кононовой, Метлова, Е.Г. Сайкиной, было доказано, что в музыкальном развитии дошкольников можно успешно использовать различные жанры фольклора. Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций. Формирование ценностного аспекта социального и личностного развития должен быть представлен в целостности и последовательности взаимосвязанных этапов.

Посредством фольклора осуществляется социально-коммуникативное развитие через вхождение ребенка в мир ценностей и норм родной культуры, родного сообщества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживаниюпониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения [8]. Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок — взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок — ребенок (сверстник); ребенок — общественная норма, ценность.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в ДОУ. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Поэтому мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
  2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
  3. Воспитывать и формировать личность ребенка.
  4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы широко используем народное творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий? Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и подпевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания:

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…» «Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

«Кран, откройсяНос умойся…» А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку…»

Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Фольклор в жизни детей является тем инструментом эмоциональной психокоррекции, который не только успокаивает и лечит, но и благоприятно влияет на социально-коммуникативное развитие, способствует восприятию и усвоению мира ценностей и нравственных норм родной культуры, родного сообщества. Играя в потешки, игры, хороводы ребенок испытывает радость от возможности бытьсубъектом социальных отношений, выполняя активную позицию, в которой формируется механизм пристойного и добропорядочного поведения каждого ребенка. Народное искусство благодаря созданию специально организованной среды в ДОУ, дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком и музыкальной культурой.

Дацова Татьяна Сергеевна

Чигринская Галина Валентиновна

Усенко Ирина Сергеевна

Дьяченко Екатерина Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида

Белгородская обл п.Чернянка

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год