РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Фольклор | |||
Автор: Мударисова Ирина Вячеславовна | |||
17.11.2023 22:42 | |||
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И.В. Мударисова Уважаемые коллеги, в данной статье я хочу поделиться с вами опытом использования русского фольклора в целом и народных игр в частности на музыкальных занятиях в ДОУ. Первое, о чём я хочу рассказать, это адаптация детей к детскому саду, посредством фольклорных музыкальных занятий. Период адаптации ребенка в ДОУ всегда непростой. Очень часто ребёнку страшно без мамы в незнакомой атмосфере. Практически каждый малыш первые дни пребывания в саду испытывает стресс и проявляет его по-своему: один не спускается с рук воспитателя, другой не отходит от окна, третий плачет в голос, четвёртый сидит в стороне от всех и никого к себе не подпускает. И конечно же, каждому ребёнку, даже тому, кто не выказывает явные признаки стресса, нужна помощь в адаптации. Один из вариантов такой помощи — мягкая адаптация посредством фольклорных музыкальных занятий. Всем известно, что фольклор с раннего детства привлекает ребенка своими песенками, напевами, образами. Фольклор родного народа является естественной средой развития ребёнка. Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны, чисты и непосредственны.
Даже в самые трудные первые дни пребывания ребёнка в детском саду, фольклорные занятия помогают малышу отвлечься, успокоиться, мягче влиться в новый, незнакомый коллектив. А с течением времени занятия становятся любимыми не только у детей, но и воспитатели и родители отзываются о них с теплом. Работая в ДОУ с детьми раннего возраста, я разработала парциальную программу «Карусель». За основу взята Программа Нины Александровны Минулиной «Потешки», образовательная программа по развитию детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры для детей 1.5-3. 5 лет на два года обучения. Программа «Потешки» послужила для меня отличной базой, для построения годового плана музыкальных занятий, т.к. она написана в соответствии с крестьянским земледельческим календарём и природным циклом смены времён года. Поэтому и свой план работы я составила в соответствии с крестьянским календарём. Так осенью мы играем в осенние игры и поём осенние песни, зимой зимние и т.д. Я дополнила программу материалами авторов Г.М. Науменко, А.Ф. Некрыловой и новосибирских фольклористов: Н.А. Тарасевич, Л.В Суровяк, Т.С Рублёвой, В.И. Байтуганова. Очень обогатили программу игры, записанные мной на фольклорных фестивалях, семинарах и мастер-классах. На первом этапе, пока дети адаптируются к детскому саду фольклорные музыкальные занятия проходят непосредственно в группах. Далее, по мере готовности детей, воспитатели начинают водить их в музыкальный зал. У каждого занятия есть структура, повторяющаяся из раза в раз. В начале приветственная песенка «Кто у нас хороший», под которую дети танцуют в парах, хлопают и топают ножкой, далее блок пальчиковых игр под потешку, затем играем на музыкальных инструментах, и в заключении игра с героем занятия, либо хороводная игра. Наши встречи проходят в форме совместной деятельности с детьми, вовлечение в деятельность носит непринужденный характер. Дети постепенно включаются в процесс, и становятся активными на наших встречах. С собой я приношу корзину с раздаточным материалом, как правило сшитым, или связанным своими руками, либо сделанным руками мастеров-ремесленников. Большая часть того, к чему прикасаются дети сделана из натуральных материалов, это лён, хлопок, шерсть, дерево, береста, глина и.т. д. Такие предметы создают особую, уютную атмосферу, вызывают у детей неподдельный интерес, способствуют формированию доверия ко мне со стороны ребятишек и расслабляют их. Наши встречи настолько нравятся малышам, что иногда мне приходится служить «Скорой помощью» для сильно плачущих детей. С моим появлением в народном костюме, с балалайкой, корзиной полной сюрпризов дети успокаиваются, отвлекаются от своих переживаний. Когда детки уже более адаптированы я планирую развлечения с посещением музыкального зала. На развлечениях присутствует герой из знакомой сказки или ещё один взрослый в красивом народном костюме. Так в сентябре мы провели развлечение «Осенины» знакомились с колосками, мололи муку, месили тесто и выпекали хлеб. В октябре в ясельных группах провели развлечение «Покровская ярмарка», а во вторых младших группах большой утренник в музыкальном зале. В ноябре все ребята приходили в музыкальный зал на развлечение «Кузьминки», где они искали курочек, варили настоящую гречневую кашу и доили корову. В летний период, когда дети пребывают в совмещённых группах, с меняющимися воспитателями, у них снова возникают проблемы адаптации к новым условиям. Наши фольклорные занятия помогали ребятам быстрее сплотиться в новом коллективе, снять напряжение и выстроить дружеские отношения, посредством народных игр. Но адаптация, это не единственное в чём помогают фольклорные занятия. В последние годы имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. В нашем детском саду на данный момент три комбинированные группы и одна компенсирующая. Хотелось бы отдельно поговорить о народной игре, как о коррекционном инструменте в работе с детьми. Основываясь на исследованиях Науменко Григория Марковича игры условно можно разделить на виды: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий). Все эти виды игр очень хорошо вписываются в формат коррекционных занятий и отлично служат поставленным целям. Играя в народные игры, дети расслабляются, отдыхают, получают заряд положительных эмоций. А мы, взрослые, ненавязчиво двигаемся к решению своих педагогическихзадач. В игре побуждаем говорить ребят с задержкой речевого развития, соблюдать правила игры детей с нарушением саморегуляции, слушать и слышать тех, у кого проблемы со слуховым вниманием и т.д. У детей с ОВЗ очень сложно удержать и сконцентрировать внимание, но благодаря доступному фольклорному материалу, постоянной смене деятельности и доброжелательной атмосфере, даже самые сложные ребята постепенно вливаются в процесс, занимаются с удовольствием. Таким образом можно смело утверждать, что русский фольклор в целом и народная игра в частности -это универсальный инструмент как для развития коммуникативных навыков у детей, так и для решения коррекционных задач в условиях ДОУ Список рекомендуемой литературы:
|