Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фольклор
Автор: Мударисова Ирина Вячеславовна   
17.11.2023 22:42

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.В. Мударисова

Уважаемые коллеги, в данной статье я хочу поделиться с вами опытом использования русского фольклора в целом и народных игр в частности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Первое, о чём я хочу рассказать, это адаптация детей к детскому саду, посредством фольклорных музыкальных занятий.

Период адаптации ребенка в ДОУ всегда непростой. Очень часто ребёнку страшно без мамы в незнакомой атмосфере. Практически каждый малыш первые дни пребывания в саду испытывает стресс и проявляет его по-своему: один не спускается с рук воспитателя, другой не отходит от окна, третий плачет в голос, четвёртый сидит в стороне от всех и никого к себе не подпускает. И конечно же, каждому ребёнку, даже тому, кто не выказывает явные признаки стресса, нужна помощь в адаптации.

Один из вариантов такой помощи — мягкая адаптация посредством фольклорных музыкальных занятий. Всем известно, что фольклор с раннего детства привлекает ребенка своими песенками, напевами, образами. Фольклор родного народа является естественной средой развития ребёнка. Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны, чисты и непосредственны.

 

Даже в самые трудные первые дни пребывания ребёнка в детском саду, фольклорные занятия помогают малышу отвлечься, успокоиться, мягче влиться в новый, незнакомый коллектив. А с течением времени занятия становятся любимыми не только у детей, но и воспитатели и родители отзываются о них с теплом.

Работая в ДОУ с детьми раннего возраста, я разработала парциальную программу «Карусель». За основу взята Программа Нины Александровны Минулиной «Потешки», образовательная программа по развитию детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры для детей 1.5-3. 5 лет на два года обучения. Программа «Потешки» послужила для меня отличной базой, для построения годового плана музыкальных занятий, т.к. она написана в соответствии с крестьянским земледельческим календарём и природным циклом смены времён года. Поэтому и свой план работы я составила в соответствии с крестьянским календарём. Так осенью мы играем в осенние игры и поём осенние песни, зимой зимние и т.д. Я дополнила программу материалами авторов Г.М. Науменко, А.Ф. Некрыловой и новосибирских фольклористов: Н.А. Тарасевич, Л.В Суровяк, Т.С Рублёвой, В.И. Байтуганова. Очень обогатили программу игры, записанные мной на фольклорных фестивалях, семинарах и мастер-классах.

На первом этапе, пока дети адаптируются к детскому саду фольклорные музыкальные занятия проходят непосредственно в группах. Далее, по мере готовности детей, воспитатели начинают водить их в музыкальный зал.

У каждого занятия есть структура, повторяющаяся из раза в раз. В начале приветственная песенка «Кто у нас хороший», под которую дети танцуют в парах, хлопают и топают ножкой, далее блок пальчиковых игр под потешку, затем играем на музыкальных инструментах, и в заключении игра с героем занятия, либо хороводная игра.

Наши встречи проходят в форме совместной деятельности с детьми, вовлечение в деятельность носит непринужденный характер. Дети постепенно включаются в процесс, и становятся активными на наших встречах. С собой я приношу корзину с раздаточным материалом, как правило сшитым, или связанным своими руками, либо сделанным руками мастеров-ремесленников. Большая часть того, к чему прикасаются дети сделана из натуральных материалов, это лён, хлопок, шерсть, дерево, береста, глина и.т. д. Такие предметы создают особую, уютную атмосферу, вызывают у детей неподдельный интерес, способствуют формированию доверия ко мне со стороны ребятишек и расслабляют их.

Наши встречи настолько нравятся малышам, что иногда мне приходится служить «Скорой помощью» для сильно плачущих детей. С моим появлением в народном костюме, с балалайкой, корзиной полной сюрпризов дети успокаиваются, отвлекаются от своих переживаний.

Когда детки уже более адаптированы я планирую развлечения с посещением музыкального зала. На развлечениях присутствует герой из знакомой сказки или ещё один взрослый в красивом народном костюме. Так в сентябре мы провели развлечение «Осенины» знакомились с колосками, мололи муку, месили тесто и выпекали хлеб. В октябре в ясельных группах провели развлечение «Покровская ярмарка», а во вторых младших группах большой утренник в музыкальном зале. В ноябре все ребята приходили в музыкальный зал на развлечение «Кузьминки», где они искали курочек, варили настоящую гречневую кашу и доили корову.

В летний период, когда дети пребывают в совмещённых группах, с меняющимися воспитателями, у них снова возникают проблемы адаптации к новым условиям. Наши фольклорные занятия помогали ребятам быстрее сплотиться в новом коллективе, снять напряжение и выстроить дружеские отношения, посредством народных игр.

Но адаптация, это не единственное в чём помогают фольклорные занятия.

В последние годы имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. В нашем детском саду на данный момент три комбинированные группы и одна компенсирующая.

Хотелось бы отдельно поговорить о народной игре, как о коррекционном инструменте в работе с детьми.

Основываясь на исследованиях Науменко Григория Марковича игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий).

Все эти виды игр очень хорошо вписываются в формат коррекционных занятий и отлично служат поставленным целям. Играя в народные игры, дети расслабляются, отдыхают, получают заряд положительных эмоций. А мы, взрослые, ненавязчиво двигаемся к решению своих педагогическихзадач. В игре побуждаем говорить ребят с задержкой речевого развития, соблюдать правила игры детей с нарушением саморегуляции, слушать и слышать тех, у кого проблемы со слуховым вниманием и т.д.

У детей с ОВЗ очень сложно удержать и сконцентрировать внимание, но благодаря доступному фольклорному материалу, постоянной смене деятельности и доброжелательной атмосфере, даже самые сложные ребята постепенно вливаются в процесс, занимаются с удовольствием.

Таким образом можно смело утверждать, что русский фольклор в целом и народная игра в частности -это универсальный инструмент как для развития коммуникативных навыков у детей, так и для решения коррекционных задач в условиях ДОУ

Список рекомендуемой литературы:

  1. Байтуганов В.И. «Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры» Методическое пособие. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011.
  2. Байтуганов В.И. «Методика реконструкции народных календарных праздников (на основе традиционной культуры Васюганья)»: метод. Пособие. — Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2011.
  3. Байтуганов В.И., Мартынова Т.Ю. «Хрестоматия сибирской русской народной песни» — Новосибирск: Книжица, 2001.
  4. Минулина Н. А. Образовательная программы по развитию детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры «Потешки», Новосибирск, 2011.
  5. Науменко Г.М. «Гори, гори ясно» Полное собрание русских народных детских игр с напевами, изд. Белый город, 2016.
  6. Некрылова А.Ф. «Русский традиционный календарь»: РИПОЛ классик; Спб.: ООО «Издательство Пальмира», 2017.
  7. Овсянникова Н. А. «Как во нашем дому» Учебно-методическое пособие — Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск», 2006.
  8. Рублев А.В., Рублева Т.С. «Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура»: Программно-методический сборник. — Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007.
  9. Суровяк Л.В., Тарасевич Н.А. «Заинька во садочке» — Новосибирск: Книжица, 2004;
  10. Тарасевич Н.А. «Золотые ворота» Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие — Новосибирск: Книжица, 2002.
  11. Тарасевич Н.А. «Народная педагогика в пословицах» Новосибирск, 2013.
  12. Чикунова Н.А. «Пряничная доска»: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год