«Круг чтения – как одна из форм знакомства детей с русскими народными сказками» |
Фольклор | |||
Автор: Таценко Екатерина Владимировна Гончарова Елена Сергеевна Лаптева Галина Анатольевна | |||
10.11.2023 11:07 | |||
«Круг чтения – как одна из форм знакомства детей с русскими народными сказками»
Воспитатели МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово» «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» В. А. Сухомлинский. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности. До 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть многоликий мир, удивится этому мируи понять его. Федеральная образовательная программа дошкольного образования рекомендует обучать детей начальным навыкам чтения, и в этом нам помогает круг детского чтения. Круг детского чтения (КДЧ) – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Формирование круга детского чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения. Исходными при формировании круга детского чтения являются следующие принципы, сформированные в научно-методический и учебной литературе:
Так же при подборе литературы для чтения надо помнить о сезонном принципе. Так, в жаркую летнюю погоду читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится» неуместно. В соответствии с ФОП мы, педагоги, должны приобщать детей ктрадиционным ценностям российского общества. В связи с этим, мы в детском саду вводим такой круг чтения для каждой возрастной категории с подбором определенных сказоки произведений таких как: Примерный перечень художественной литературы: От 1-2 лет «Козлята и волк» (обр. Д.К. Ушинского), «Колобок», (обр. Д.К. Ушинского) «Золотое яичко» (обр. Д.К. Ушинского), «Репка» (обр. Д.К. Ушинского, «Маша и медведь», «Теремок» (обр. М.А. Булатова) От 2 до 3 лет. «Заюшкина избушка» (обр. О.Капица), «Как коза избушку построила» (обр. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса» (обр. М. А. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обр. В.Даль), «Маша и медведь» (обр. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обр. А.Н. Толстого) От 3 до 4 лет. «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. А. Булатова), «Волк и козлята (обр. А.Н. Толстого), «Кот, петух и лиса» (обр. МА. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обр. В.Даль), «Снегурочка и лиса» (обр. М.А. Булатова), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой) От 4 до 5 лет «Гуси- лебеди» (обр. М. А. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Заяц-хваста» (обр. А.Н. Толстого), «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова), «Коза–дереза» (обр. М. А. Булатов), «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. И.Капицы), «Лиса» (обр. В.Даля), «Лисичка сестричка и волк», «Смоляной бычок», «Снегурочка» (обр. М.А. Булатова). От 5 до 6 лет «Жил- был карась...», «Жили- были два братца» (докучные сказки), «Заяц-хвастун» (обр. О.И. Капицы), «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.В. Карнауховой), «Лиса и кувшин» (обр. М. А. Булотова), «По щучьему велению» (обр. А.Н. Толстого), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (пересказ А.Н. Толстого), «Сивка- бурка» (обр. М. А. Булатова, А.Н. Толстого, /пересказ К.Д. Ушинского), «Царевна –лягушка» (обр. А.Н. Толстого/обр. М.А. Булатова) От 6 до 7 лет. «Василиса Прекрасная» (из сборникаА. Н. Афанасьева), «Вежливый кот-воркот» (обр. М.А. Булатова), «Зимовье зверей» (обр. А. Н. Толстого), «Иван Царевич и Серый Волк» (обр. А. Н. Толстого), «Кощей Бессмертный» (2вариант) из сборникаА. Н. Афанасьева), «Семь Семионов семь работников» (обр. И.В. Карнауховой), «Солдатская загадка» (из сборникаА. Н. Афанасьева), «У страха глаза велики», «Хвосты» (обр. О. И. Капицы) И особую роль в этом играет русская народная сказка. Ведь в ней, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, такие как патриотизм, крепкая семья, гуманизм, милосердие, справедливость, уважение, взаимопомощь. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Сказка не учит напрямую, она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, это конституция нравов и свод законов бытия. Простые в восприятии, мудрые, добрые и поучительные русские народные сказки вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Их главный посыл – вера в победу добра над злом, трудолюбия над ленью, ума над глупостью, великодушия над эгоизмом, силы духа над унынием. Кроме того, народные сказки вводят ребенка в чудесный мир напевной русской речи. Прививая эти ценности и через русскую народную сказку, особенно следует приветствовать «семейные чтения». Они сближают семью, воспитывают «книголюбов». «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки! Если вы хотите, чтобы они были очень умны, читайте им много сказок!» Альберт Эйнштейн. Список литературы:
|