Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников «Тамбовская околица» |
Фольклор | |||
Автор: Радзецкая Светлана Ивановна | |||
05.11.2023 20:20 | |||
Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников «Тамбовская околица» Музыкальный руководитель Радзецкая Светлана Ивановна МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» город Тамбов Цель: создание условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игрового фольклора Задачи:
Оформление зала под околицу, плетень, березки и т.д. Звучит народная мелодия. (слайд «Околица»)
Ведущая: В ярком, праздничном наряде Околица красуется, И невольно на нее Весь народ любуется! (Входят дети в народных костюмах, исполняя русскую народную песню «Вдоль по улице ребятушки идут»). После песни садятся на скамеечки. Ведущая: Когда солнышко клонилось к закату, приходили за околицу красные девицы да добры молодцы. Позади трудовой день: и сено косили, стога метали, и по ягоды-грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело — гуляй смело. Делу – время, потехе — час. Собирались за околицей, на народное гуляние, чтобы хороводы поводить, попеть, поплясать, добрым словом перемолвиться. А околица — это конец деревни. Вот и у нас здесь – околица …Во время гулянья веселили друг друга смешными стихами да песнями. (можно исполнить р.н. п. или хоровод «Как у бабушки козел») слайд с хороводом. Девочка: А, что я вам сейчас расскажу, ребятушки… Как у нас-то козел непослушный был, Мальчик: В огород все ходил, так капусту он любил… Всю капусту истоптал, все качанчики сжевал… Мальчик: Он и к нам заходил, все заборы повалил… Девочка: Девочки, а давайте в козла-то сыграем! Девочки: Отчего ж не сыграть! ( «Игра в козла») с пляской см. «Танцы» А.И. Буренина Гулянье, как обычно, начиналось с «задирок». А мы начнем с пословиц и поговорок. Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней – и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость. (Девочки и мальчики по очереди говорят начало пословиц, а другие продолжают) (Слайд).
Ведущая: А сейчас я познакомлю вас с пословицами, собранными в нашей Тамбовской области. На сливанках и мед едят (Тамбовский район); Не в кольцо, а в свайку (Сампурский район); От битой коровы не молоко (Рассказовский район); За морем телушка с полушку, да дорог перевоз (Сосновский р-н); Плохому сыну отцовское не впрок (Никифоровский район); Тоска — тошна: мил поехал — я пошла (Ржаксинский район); Высока пышка, да не выше пирога (Тамбовский район); Добре жировать — живот наживать (Моршанский район) (слайд…………) Ведущая: Загадаем мы загадки, кто смышленей, поглядим…
Ребенок: Как по улице за околицей Не тяжел жемчуг рассыпается Чистым золотом разгорается. То велик хоровод собирается. (Исполняют заклички) 1. Весна красна! На чем пришла? На сошечке! На бороночке! 2. Жаворонушки! Перепелушки! Прилетайте к нам! Принесите нам Весну красну, лето теплое! Нам зима-то надоела, всю капустку поела, Белы рученьки приморозила, Резвы ноженьки перезнобила. Жаворонушки! Перепелушки! Прилетите к нам! Принесите нам Весну красную, лето теплое, хлебородное! 3. Синички-сестрички, чечетки тетки! Кулички-мужички, скворцы-молодцы! Из-за моря к нам летите, весну красную несите. С шелковой травой, с жемчужной росой, С теплым солнышком, с пшеничным зернышком! Исполняется хоровод ( «Весну пора звать». Игра «Коршун») Перед игрой по считалке выбирают Коршуна. Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, дили, диги, дон. Выходи скорее вон! Ведущая: У нас и весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить Девочка: Припасли мы для вас забавушки На всякий вкус – Кому сказку, кому правду, Кому песенку. Девочка: Небылицы в лицах, Сидят в теремах-светлицах, Щёлкают орешки Да говорят насмешки. Дети поочередно выходят и инсценируют потешки. Ребенок: Жил да был Ермил, В решете квас цедил, В кафтан квас сливал, Лаптем пашню пахал, Шилом сено косил, на свинье сено возил… Ребенок: Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, на дубовой лошади, Топорищем опоясан, а кушак – под топором… Ребенок: У нас лошади в оборках, А коровы-то – в лаптях. У нас пашут на телегах, а боронят на санях Девочка и мальчик: - Сын, сходи за водой. - Да живот болит. - Сынок, иди кашу есть! - Что ж, раз мать зовёт, надо идти! Две девочки: - На улице две курицы С петухом дерутся. - Две девицы-красавицы Смотрят и смеются: - «Ха-ха-ха, ха-ха-ха Как нам жалко петуха Два мальчика: - Фома, что из лесу не идёшь? - Да медведя поймал. - Так веди его сюда. - Да он не идёт. - Ну, так сам иди. - Так он и меня не пускает. Выходят девочки и мальчик. Девочка: А ну хватит вам болтать, Время пляску начинать. Мальчик: Обойди хоть всю планету Лучше Тамбовской пляски нет! Девочка: Раздайся, народ! Меня пляска берёт! Пойду, попляшу, На людей погляжу, ТамбовскуюМатаню спляшу! Исполняется пляска «Тамбовская Матаня» Ведущая: Любили в нашем Тамбовском крае игру «прятки», только эта игра называлась, по-тамбовски, «Стукалочка». Выбирали водящего, он вадил, остальные прятались. Кого водящий «застукает», тот и вадит. А когда спрячутся, то кого застукал водящий, кричит всем: «Топор, топор, сиди как вор и не выглядывай во двор!». А если водящий уйдет, то играющие кричат «Пила, пила, лети как стрела!» И спрятавшие летят во весь дух, чтоб водящий их не застукал, а они сами за себя успели постучать. СТУКАЛОЧКА [стукалъч’къ], -и, ж. Вариант традиционной народной игры в «Прятки». На пасиделки с балалайкай, гармошкай прихадили. Играли и ф «Стукалачку», и ф «Калечку». Ф «Стукалачки» тах-та. Адин вАдить, а астальныи прячюца. И каво застукають, тот и вадить. А пака сидиш ф кустах-та, так энтат, хто застукал сибя, он тибе фсяка там паказываить. Дъ па фсякаму паказывали. Хто пряма кричить: «Тапор, тапор, сиди, как вор. И ни выглядывай ва двор». А кады уж энтат, ну каторый вадить-та, уйдёть, то мы кричим: «Пила, пила, ляти, как стряла». И ана бяжыть ва всю. /пос. Советский, Бондарский р-н, Мешкова Анастасия Степановна, 1915 г. р., м., запись 1995 г./ (Слайд фотография М.Мордасовой) Ведущая: А какое же гулянье без частушки! Прославила наш Тамбовский край наша землячка — исполнительница народных песен и частушек Мария Николаевна Мордасова. За ее неповторимый, удивительный голос и манеру исполнения народных песен ее называют «Тамбовская канарейка». Сейчас мы услышим в исполнении Марии Мордасовой частушки, когда их слышишь, сами ноги пускаются в пляс. (Слушание в записи частушек Марии Мордасовой) Ведущая: Что ж ребята выходите, исполните Тамбовские припевки Я исполню вам частушки Залихватски, брасово. Удивляется народ, Чем я не Мордасова! Припев: Валенки, валенки Подшитые пятки, Мы споем сейчас припевки, Слушайте, ребятки! На дворе по лужку Бегают утята. А я с печки босиком, Думала ребята! Припев: Я плясал на три ноги, Потерял я валенки. Оглянулся назад – Валенки мои лежат! Припев: 4. Гамонист устал, Запинаться стал А я ему – стульчик: - Посиди, голубчик! Припев: 5. У меня коса большая, Ленточка коротенька. Про меня не думай, парень, Я еще молоденька! Припев: 6. За гуляночку, за милого Родители бранят Сами были ведь такие же, А нам не говорят Припев: Все: Чтобы печка разгорелась, Надо жару поддавать. Чтоб частушка лучше пелась. Надо пляской помогать! (пляшут). Ведущая: А после частушек садились у плетня отдохнуть, семечки погрызть да песни послушать. (Лиза С и Дима К исполняют песню «Семечки») Ведущая: Вот и солнышко село за дальний лес Заплясались, повеселились мы с вами. Пора и по домам расходиться. Давайте на прощанье песню споем. Исполняют песню: (без музыкального сопровождения) 1. Ой, во боре, во боре!. Стоит сосенка на горе! Расцветай Тамбовский край, нашу песню запевай! 2. Ехал сударь во бору, срубил сосеночку одну. На дощечки распилил, и мосточки замостил! 3. Мост сукном он укрывал и гвоздочки прибивал. Расцветай Тамбовский край, нашу песню запевай! 4. Кому ж ехать по мосту, к нам в родную сторону. Расцветай Тамбовский край, нашу песню запева! До завтра, добры молодцы да красны девицы. До свиданья! (Звучит мелодия «Вдоль по улице ребятушки идут» дети выходят из зала)
|