Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль сказки в жизни дошкольников»
Фольклор
Автор: Иванова Светлана Николаевна   
04.11.2023 08:03

«Роль сказки в жизни дошкольников»«Роль сказки в жизни дошкольников»

Иванова Светлана Николаевна Воспитатель МАДОУ№60, г. Великий Новгород.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычками стали слова «насилия», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот «пусть видят и слышат всё, что происходит вокруг»?

Я думаю, выход в этом, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих сегодня отсутствуют.

 

Если есть доброта, чуткость, добропорядочность значит, человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность. Решение нашлось само собой познакомить детей с русским народным творчеством во всей его широте и разнообразии. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Каждый народ имеет свой язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; своё художественное мастерство; свой быт и традиции.

Русское народное творчество имеет многовековую историю развития. Народные творчества призвано украшать, облагораживать мир вокруг нас.

Народное творчество одно из средств эстетического воспитания помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве.

К сожалению, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. А сказка яыляется отличным средством устранить речевые проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей. Игра в сказку-способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

Именно поэтому я и выбираю эту тему, как приоритетную в своей работе. «Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка-надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».

Д.Родари.

С чего лучше всего начать знакомить ребёнка с литературой? Ответ очевиден: с детских сказок. Что может быть лучше детской сказки на ночь? И даже если ребёнок не сказал своего первого слова, сказки с яркими иллюстрациями несомненно, вызовут его бурный восторг. А уже если ребёнку больше 2-3 лет, то лучше волшебной детской сказки ничего не найти. Слушая их, малыши, словно по стуаенькам приходят к сказкам и остаются с нами на всю жизнь. С детской сказки начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как скажем, игра. Устная сказка-наилучшее средство для успокоения, для развития памяти и воображении ребёнка. Любая сказка-это рассказ отношений между людьми. Язык сказок понятен

малышу. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничений добра и зла.

Некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны. Зачем им какие то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Сказочные образцы несут в себе огромный смысловой и чувствительный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, соперничество, желание помочь. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка. Благодаря историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку ребёнок поймёт, как важно слушаться взрослых. Для урока взаимопомощи подойдёт сказка» Репка». Слушая историю «Заюшкина избушка» малыши обычно сочувствуют зайцу, которого лиса выгнала из дома. Объясните ребёнку, что всё произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису. Когда малыш подрастёт и будет оставаться дома один, у него подсознании будет

заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних. Кроме того, сказки закладывают в детской душе представление о доброте и зле. Почти любая сказка-это поле напряжённой битвы добра и зла.

Чтение сказок поможет детям расширять представление о мире.

Слушая их дети:

  • учатся языку сказок:» давным-давно», долго ли коротко ли …и т.д.
  • знакомятся с новыми для них персонажами и предметами быта, обычаями
  • овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся всё более вовлечёнными в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книг,» читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя знакомые фразы.

По мере развития речи у детей пояляются множество тем для обсуждения любимых книг.

-О чём эта книга?

-Кто помог деду вытянуть репку?

-Какую песню пел колобок?

-Чем закончилась сказка?

Повторение песенок героев народных сказок, их имён закрепляет образные слова в создании детей и дети начинают использовать их в своих играх, учатся распознавать сказки. Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о значении предметов, обозначенных этими словами.

Для того, что бы ребёнок запомнил сказку, существует несколько правил:

  1. Сказку надо рассказывать, а не читать.
  2. Рассказывая сказку, не отвлекайтесь на посторонние дела. Ведь вы путешествуете вместе с ребёнком по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного.
  3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
  4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку-рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
  5. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажа можно использовать различные игрушки.

Таким образом, дети знакомятся со сказкой, с трудностями, быта русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражая своё отношение к добру и злу. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты которые станут основой взрослой жизни, надёжными спутниками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год