Консультация для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» |
Фольклор | |||
Автор: Бледных Л.А. Тимохина Р.С | |||
16.10.2023 07:23 | |||
Консультация для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» Подготовили: воспитатель
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37» г.Оренбург, 2023 Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства, которая раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Большое значение в развитии речевой активности детей имеет устное народное творчество.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Знакомясь с народным искусством, дети приобретают новые знания о жизни; о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате, чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например, "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, получают первые представления о добре и зле, проникаются уважением к народным мастерам; у них возникает стремление, самим учится создавать прекрасное. Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров; сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, заклички и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель способностей и таланта народа. Есть русском фольклоре особые стишки-потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Они способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи, закрепляют правильное произношение отдельных звуков. Заклички-обращения к природе, животным, с просьбой или требованием. Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Пословица – коротенькая притча. Полная пословица состоит из двух частей; из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу не отличишь от поговорки. Пословицы помогают детям лучше изучить окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, помогает лучше понять правила житейской мудрости. Скороговорки – игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же сходные звуки, но в разных комбинациях, скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Они способствуют в предельно сжатой, образной форме, даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для них характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, курочка-рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них придаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. Использование чистоговорок развивает и совершенствует речевой слух, формирует правильное звукопроизношение. Небылицы – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, а также для удовлетворения потребности ребёнка в смехе, веселье, радости. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь. Напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукоподражаний формирует фонематическое восприятие. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Считалки тесно связаны с играми. Сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребёнка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности. Работать над развитием речи в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я начала с момента образования группы. Провела диагностику по выявлению уровня развития речи у детей. Для этого использовала метод индивидуальной беседы по вопросам с использованием художественных произведений, предметных картинок.
Предложила детям разгадать загадки о живых существах и явлениях нашей жизни. Предлагала после чтения сказок охарактеризовать героев, высказать своё отношение к ним, изобразить героев сказки посредством мимики и жестов. С целью обогащения речи детейнаметила следующие задачи:
Работу с потешками, песенками провела в основном в свободное от занятий время. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций. Дав детям, возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, его особенностях. Затем, когда дети хорошо уже были знакомы с потешкой, мы обыгрывали эти потешки, проводили несложные инсценировки. Это такие потешки как "Ходит ночь по бережку", "Курочка-рябушечка", "Кисонька-мурысенька", "Петушок" и другие. Использую потешки в течении всего дня в разные режимные моменты. При умывании "Водичка, водичка", "Чистая водичка", при расчесывании "Расти, коса…", при кормлении "Травка-муравка со сна поднялась", "Ладушки, оладушки" и другие. Во время одевания на прогулку "Наша Маша маленька", "Шапка да шуба – вот и весь Мишутка", на прогулке "Большие ноги шли по дороге…" и т. д. Знакомство с колыбельными песнями оказало положительное влияние на детей. Дети часто используют их во время сюжетно-ролевой игры "Дочки-матери". Большое значение придаю в своей работе загадкам. Это полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно про неё загадать. Дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие с загадки. Использовала их во всех режимных моментах, на различных занятиях, развлечениях, на прогулке. Много радости доставляли детям загадки "Подскажи словечко". Часто в гости к детям приходила Бабушка-Загадушка. В работе по звуковой культуре использовала чистоговорки, скороговорки. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками ч, ц, ш, щ, з, с, ж. были проведены дидактические игры: "Угадай, какой звук", "Определи, какой звук потерялся" и т. д. Большое место в жизни малышей занимают сказки. Рассказывая детям сказки, большое внимание уделяю интонации, мимике, жестам. Во время повторных прослушиваний впечатления детей углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает. Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов или целой сказки. Были обыграны сюжеты из сказок: "Лиса и журавль", "Бычок-чёрный бочок, белое копытце", проведены драматизации по сказкам "Колобок", "Жихарка", "Заюшкина избушка", "Три медведя", "Кот, петух и лиса", "Теремок". Дети научились передавать характеры персонажей, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать свое отношение к героям сказки в записи с музыкальным сопровождением, а также в исполнении мастеров художественного слова. Показываю детям и мультфильмы по русским народным сказкам. Использую также фланелеграф, который помогает лучше представить героев сказки, их одежду, характеры. Чтобы лучше закрепить названия сказок, использую в своей работе дидактические игры: "Узнай сказку по иллюстрации", "Продолжи сказку". Изготовила разрезные картинки по сказкам, которые развивают у детей внимание, память, сосредоточенность. Игра "Что сначала, что потом" учит детей воссоздавать последовательность событий в сказках. Развитию речевой активности способствовали также проведённые мероприятия: как "Викторина по сказкам", "Вечер загадок и отгадок", развлечение "Труд кормит, а лень портит", "Небылицы в лицах", "Посиделки" и другие. Разработала и провела совместное досуговое мероприятие детей, родителей и педагогов "Ярмарка", на котором использовала разнообразные жанры фольклора, представленные в различных видах деятельности (словесной, музыкальной, театрально-игровой). Всё это способствовало образности речи дошкольников, словесному творчеству, благотворительному влиянию общения взрослых и детей. Работы по развитию речевой активности детей через устное народное творчество продолжаю уже с новым набором детей. Провела с ними открытое занятие по теме "Жила-была Коза с козлятами" с элементами математики. Создание сказочной обстановки, использование фольклора помогло мне решить и образовательные и воспитательные задачи на данном занятии. Большое внимание уделяю работе с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: " Устное народное творчество как средство в развитии речи детей". Привлекаю родителей к активному участию в фольклорных праздниках в детском саду, к изготовлению дидактических игр, к обновлению и обогащению театральной зоны. Оформляю тематические папки-передвижки: "Пальчиковые игры", "Малые формы фольклора в развитии речевой активности детей", "Сказка-ложь, да в ней намёк…" и другие. Постоянно пополняя картотеку произведений фольклора, знакомлю детей с новинками детской литературы. В ходе проведенной работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями; дети научились чётко излагать свои мысли, строить грамматически правильные предложения. Приобщение детей к народному искусству способствовало развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций, нравственных чувств и художественного вкуса. В общении детей друг с другом и со взрослыми установились доверительные отношения. Из итогов проведённой работы можно сделать следующие выводы:
|