Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
Фольклор
Автор: Бледных Л.А. Тимохина Р.С   
16.10.2023 07:23

Консультация для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»Консультация для педагогов ДОУ «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»

Подготовили: воспитатель

  • Бледных Л.А.
  • Тимохина Р.С

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37» г.Оренбург, 2023

Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства, которая раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Большое значение в развитии речевой активности детей имеет устное народное творчество.

 

Скачать конспект

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества.

Знакомясь с народным искусством, дети приобретают новые знания о жизни; о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате, чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например, "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, получают первые представления о добре и зле, проникаются уважением к народным мастерам; у них возникает стремление, самим учится создавать прекрасное.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров; сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, заклички и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель способностей и таланта народа.

Есть русском фольклоре особые стишки-потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Они способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Заклички-обращения к природе, животным, с просьбой или требованием. Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Пословица – коротенькая притча. Полная пословица состоит из двух частей; из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу не отличишь от поговорки. Пословицы помогают детям лучше изучить окружающий мир, лучше понимать различные явления, события.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Скороговорки – игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же сходные звуки, но в разных комбинациях, скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Они способствуют в предельно сжатой, образной форме, даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для них характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, курочка-рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них придаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус.

Чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. Использование чистоговорок развивает и совершенствует речевой слух, формирует правильное звукопроизношение.

Небылицы – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, а также для удовлетворения потребности ребёнка в смехе, веселье, радости.

Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь. Напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукоподражаний формирует фонематическое восприятие.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Считалки тесно связаны с играми.

Сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребёнка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности.

Работать над развитием речи в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я начала с момента образования группы. Провела диагностику по выявлению уровня развития речи у детей. Для этого использовала метод индивидуальной беседы по вопросам с использованием художественных произведений, предметных картинок.

  1. Кто у вас любимые герои сказок?;
  2. Чем вам понравились герои сказок?;
  3. Как бы вы поступили на их месте?;
  4. Чем бы вы могли им помочь?;
  5. Что нарисовано на картинках?;
  6. Что они делают?

Предложила детям разгадать загадки о живых существах и явлениях нашей жизни. Предлагала после чтения сказок охарактеризовать героев, высказать своё отношение к ним, изобразить героев сказки посредством мимики и жестов.

С целью обогащения речи детейнаметила следующие задачи:

  1. Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, песенок.
  2. Использование бесед после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизации сказок.

Работу с потешками, песенками провела в основном в свободное от занятий время. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций. Дав детям, возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, его особенностях. Затем, когда дети хорошо уже были знакомы с потешкой, мы обыгрывали эти потешки, проводили несложные инсценировки. Это такие потешки как "Ходит ночь по бережку", "Курочка-рябушечка", "Кисонька-мурысенька", "Петушок" и другие. Использую потешки в течении всего дня в разные режимные моменты. При умывании "Водичка, водичка", "Чистая водичка", при расчесывании "Расти, коса…", при кормлении "Травка-муравка со сна поднялась", "Ладушки, оладушки" и другие. Во время одевания на прогулку "Наша Маша маленька", "Шапка да шуба – вот и весь Мишутка", на прогулке "Большие ноги шли по дороге…" и т. д.

Знакомство с колыбельными песнями оказало положительное влияние на детей. Дети часто используют их во время сюжетно-ролевой игры "Дочки-матери".

Большое значение придаю в своей работе загадкам. Это полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно про неё загадать. Дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие с загадки. Использовала их во всех режимных моментах, на различных занятиях, развлечениях, на прогулке. Много радости доставляли детям загадки "Подскажи словечко". Часто в гости к детям приходила Бабушка-Загадушка.

В работе по звуковой культуре использовала чистоговорки, скороговорки. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками ч, ц, ш, щ, з, с, ж. были проведены дидактические игры: "Угадай, какой звук", "Определи, какой звук потерялся" и т. д.

Большое место в жизни малышей занимают сказки. Рассказывая детям сказки, большое внимание уделяю интонации, мимике, жестам. Во время повторных прослушиваний впечатления детей углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает. Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов или целой сказки. Были обыграны сюжеты из сказок: "Лиса и журавль", "Бычок-чёрный бочок, белое копытце", проведены драматизации по сказкам "Колобок", "Жихарка", "Заюшкина избушка", "Три медведя", "Кот, петух и лиса", "Теремок". Дети научились передавать характеры персонажей, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать свое отношение к героям сказки в записи с музыкальным сопровождением, а также в исполнении мастеров художественного слова. Показываю детям и мультфильмы по русским народным сказкам. Использую также фланелеграф, который помогает лучше представить героев сказки, их одежду, характеры.

Чтобы лучше закрепить названия сказок, использую в своей работе дидактические игры: "Узнай сказку по иллюстрации", "Продолжи сказку". Изготовила разрезные картинки по сказкам, которые развивают у детей внимание, память, сосредоточенность. Игра "Что сначала, что потом" учит детей воссоздавать последовательность событий в сказках.

Развитию речевой активности способствовали также проведённые мероприятия: как "Викторина по сказкам", "Вечер загадок и отгадок", развлечение "Труд кормит, а лень портит", "Небылицы в лицах", "Посиделки" и другие.

Разработала и провела совместное досуговое мероприятие детей, родителей и педагогов "Ярмарка", на котором использовала разнообразные жанры фольклора, представленные в различных видах деятельности (словесной, музыкальной, театрально-игровой). Всё это способствовало образности речи дошкольников, словесному творчеству, благотворительному влиянию общения взрослых и детей.

Работы по развитию речевой активности детей через устное народное творчество продолжаю уже с новым набором детей. Провела с ними открытое занятие по теме "Жила-была Коза с козлятами" с элементами математики. Создание сказочной обстановки, использование фольклора помогло мне решить и образовательные и воспитательные задачи на данном занятии.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: " Устное народное творчество как средство в развитии речи детей". Привлекаю родителей к активному участию в фольклорных праздниках в детском саду, к изготовлению дидактических игр, к обновлению и обогащению театральной зоны. Оформляю тематические папки-передвижки: "Пальчиковые игры", "Малые формы фольклора в развитии речевой активности детей", "Сказка-ложь, да в ней намёк…" и другие. Постоянно пополняя картотеку произведений фольклора, знакомлю детей с новинками детской литературы.

В ходе проведенной работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями; дети научились чётко излагать свои мысли, строить грамматически правильные предложения. Приобщение детей к народному искусству способствовало развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций, нравственных чувств и художественного вкуса. В общении детей друг с другом и со взрослыми установились доверительные отношения.

Из итогов проведённой работы можно сделать следующие выводы:

  • для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи через проведение занятий по ознакомлению с окружающим
  • необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми
  • при отборе содержания произведений необходимо учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей
  • нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год