Подвижные игры народов Сибири для детей старшего дошкольного возраста. |
Фольклор | |||
Автор: Фирсова Иванна Васильевна, Каверина Светлана Романовна, Гончарова Анна Сергеевна | |||
15.10.2023 16:35 | |||
Подвижные игры народов Сибири для детей старшего дошкольного возраста. Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания дошкольников, они отражают культуру и менталитет нации. Издавна в народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, традиции, представления о чести, смелости, мужестве. И именно через игру дошкольник может реализовать свое самое главное желание: быть как взрослый – сильным и самостоятельным. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью нравственного, эстетического, умственного и физического воспитания детей дошкольного возраста. По своему содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям старшего дошкольного возраста. В них много юмора, шуток, соревновательных моментов, которые часто сопровождаются любимыми считалками.
Игры нардов Сибири очень просты по содержанию, он передают особенности труда людей, а также, неповторимый корит народного творчества. В народных играх дошкольники состязаются в силе, ловкости, быстроте, меткости. Солнце Цель: развитие внимательности, быстроты реакций, точности движений. Ход игры: Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг громко произносят: «Солнце». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются. Когда ведущий-солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Методические указания. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» — те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Остальные дети стоят в стороне. Полярная сова и евражки Цель: развитие слухового внимания, выдержки. Ход игры: Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек, и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключения игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Методические указания. Громкие удар не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. На новое стойбище Цель: развитие слухового внимания, быстроты реагирования на сигнал. Ориентировки в пространстве. Ход игры: Играющие, становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр (оленевод). Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов — тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу: «Упряжки!» — все должны построиться в прежней последовательности. Методические указания. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала. Волк и олени Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реагировании на сигнал. Ход игры: Из числа грающих выбирается волк, остальные- — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужается. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волка отводит к себе. Методические указании. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Рыбаки Цель: развитие внимания, выразительности имитационных жестов. Ход игры: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показываете им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами. Методические указания. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры. Здравствуй, догони! Цель: развитие воображения, ловкости, быстроты двигательной реакции. Ход игры: Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур – это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому. С кем он стоя в паре, говор: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости. Методические указания. Здороваться можно только правой рукой. Говорить: «Догони» — надо за чертой от игрока-партнера.. выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и.д ВАЕНКА И ОЛЕНЯТА Цель: развитие воображения, двигательной активности. Ориентировки в пространстве, активизации речевой деятельности. Ход игры: А площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка С нею – оленята, Объясняет каждому… Все, что непонятно… Топают по ужам Оленята малые, терпеливо слушая Наставления мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, щиплют траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Методические указания. Движения выполняются детьми в соответствии с текстом.. волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. Смелые ребята Цель: активизация ревой деятельности, быстроты двигательной реакции. Ход игры: Дети встают в одну-две шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д (Дети отвечают). - Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза), кто смелый? -Я! Я! Я!.. - Бегите! Белый шаман Цель: развитие слуховой и зрительной памяти. Ход игры: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени или на одно колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Методические указания. Если поучивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. Методические указания. Бежать следует только после слова: «Бегите!», увертываясь от ведущего.
|