Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
Фольклор
Автор: Исмагилова Елена Викторовна   
16.10.2023 08:39

Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

Выполнила: Исмагилова Е.В.

Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко». Длительность проекта – 3 месяца. Возрастная категория дошкольников – 5-6 лет

Актуальность:

Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

 

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

-Образовательные

  1. Создать условия для расширения кругозора и эрудиции детей в процессе знакомства с жизнью и бытом русских людей.
  2. Способствовать формированию первоначальных знаний:
  • об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища
  • о предметах русского быта и их назначении
  • о традициях и обычаях русских людей.

3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.

Развивающие

Способствовать развитию:

  • интереса к изучению русской культуры
  • грамматически правильной, связной и доказательной речи
  • познавательной активности в процессе подготовки доклада на заданную тему
  • творческих способностей в процессе изодеятельности, лепки, изготовления кукол для макета
  • памяти, внимания, зрительного восприятия.

Воспитательные

Воспитывать:

  • бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
  • уважительное отношение к русским людям, дому, семье, друг другу, к окружающему миру
  • чувство единства, сплоченности, желания помочь.

Основополагающий вопрос — Как жили наши предки?

Проблемные вопрос — Что называют предметами старины?

Частные вопросы:

  • Какими предметами русского быта пользовались наши прабабушки и прадедушки?
  • В какой одежде ходили и как за ней ухаживали?
  • Как строили и обустраивали избу?
  • Чем занимались русские люди: как работали, как отдыхали, как проводили праздники?

Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:

  • При совместном участии родителей и педагогов, в группе создан мини-музей русского быта, а также макет русской избы
  • на базе музея организована выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток
  • создана картотека дидактических игр:
  • «Лото. Предметы русского быта»
  • «Найди пару»
  • «Найди недостающий элемент»
  • «Расставь предметы быта в русской избе»
  • «Разрезные картинки»
  • «Что было и что стало»
  • «Отгадай загадку и найди отгадку»
  • игра на липучках «Обустрой избу Ивану, да Марье»
  • созданы альбомы: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба».

План организации проектной деятельности

1. Мотивационный этап

Деятельность педагога

Педагог вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.

Деятельность дошкольника

Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

  • к кому обратиться за помощью
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.

2. Организационный этап

Деятельность педагога

На данном этапе педагог:

  • проводит беседу «Как люди жили на Руси», для выявления первичных знаний детей
  • обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности
  • предлагает детям темы мини-исследований
  • планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме
  • проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».

Деятельность дошкольника

Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

  • к кому обратиться за помощью
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.

3. Практический этап

Деятельность педагога

Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси».

Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент»,

«Расставь предметы быта в русской избе»,

«Разрезные картинки»,

«Что было и что стало»,

«Отгадай загадку и найди отгадку»,

игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.

Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых,

оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:

  • «Что такое лучина?»
  • «Что такое кадка?»
  • «Что такое люлька?»
  • «Что такое ухват?»
  • «Что такое лавка?»
  • «Что такое рушник?»
  • «Что такое прялка?»
  • «Что такое лапти?»
  • «Что такое самовар?»
  • «Что такое сундук?»
  • «Что такое кочерга?»
  • «Что такое горница?»
  • «Что такое ступа?»
  • «Что такое лохань?».

Деятельность дошкольника

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.

Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.

Деятельность родителей

Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.

3. Коррекционный этап

Деятельность педагога

Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми.

Деятельность дошкольника

Участвует в оформлении продуктов проекта.

Деятельность родителей

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

4. Заключительный этап

Деятельность педагога

Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.

Деятельность дошкольника

Участвует в итоговойквест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.

Деятельность родителей

Помогают в подготовке итогового мероприятия.

Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.

В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое»

Итогом работы станут:

  • оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему
  • мини-музей русского быта, видео-экскурсия по музею (в роли экскурсоводов выступали две воспитанницы подготовительной группы в русских народных костюмах)
  • макет «Русская изба»
  • выставка русских народных сказок
  • продукты детской деятельности: расписанные прялки, украшенные рушники, слепленная посуда
  • методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба», сценарий и презентация квест-игры «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси», консультация для родителей «Создание мини-музея в детском саду».

Список литературы на печатной основе:

  1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
  2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2007– 128 с
  3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
  5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Дидактическое пособие «Школа семи гномов. Как жили наши предки». Для занятий с детьми 6-7 лет. Автор Ю. Дорожин.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год