Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА» |
Фольклор | |||
Автор: Исмагилова Елена Викторовна | |||
16.10.2023 08:39 | |||
Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА» Выполнила: Исмагилова Е.В. Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко». Длительность проекта – 3 месяца. Возрастная категория дошкольников – 5-6 лет Актуальность: Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа. Задачи: -Образовательные
3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями. Развивающие Способствовать развитию:
Воспитательные Воспитывать:
Основополагающий вопрос — Как жили наши предки? Проблемные вопрос — Что называют предметами старины? Частные вопросы:
Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:
План организации проектной деятельности 1. Мотивационный этап Деятельность педагога Педагог вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности. Деятельность дошкольника Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:
Деятельность родителей Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи. 2. Организационный этап Деятельность педагога На данном этапе педагог:
Деятельность дошкольника Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:
Деятельность родителей Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме. 3. Практический этап Деятельность педагога Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси». Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент», «Расставь предметы быта в русской избе», «Разрезные картинки», «Что было и что стало», «Отгадай загадку и найди отгадку», игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых, оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:
Деятельность дошкольника Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы. Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований. Деятельность родителей Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы. 3. Коррекционный этап Деятельность педагога Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми. Деятельность дошкольника Участвует в оформлении продуктов проекта. Деятельность родителей Участвуют в оформлении продуктов проекта. 4. Заключительный этап Деятельность педагога Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности. Деятельность дошкольника Участвует в итоговойквест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности. Деятельность родителей Помогают в подготовке итогового мероприятия. Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта. В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое» Итогом работы станут:
Список литературы на печатной основе:
|