Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
Фольклор
Автор: Исмагилова Елена Викторовна   
16.10.2023 08:39

Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

Выполнила: Исмагилова Е.В.

Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко». Длительность проекта – 3 месяца. Возрастная категория дошкольников – 5-6 лет

Актуальность:

Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

 

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

-Образовательные

  1. Создать условия для расширения кругозора и эрудиции детей в процессе знакомства с жизнью и бытом русских людей.
  2. Способствовать формированию первоначальных знаний:
  • об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища
  • о предметах русского быта и их назначении
  • о традициях и обычаях русских людей.

3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.

Развивающие

Способствовать развитию:

  • интереса к изучению русской культуры
  • грамматически правильной, связной и доказательной речи
  • познавательной активности в процессе подготовки доклада на заданную тему
  • творческих способностей в процессе изодеятельности, лепки, изготовления кукол для макета
  • памяти, внимания, зрительного восприятия.

Воспитательные

Воспитывать:

  • бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
  • уважительное отношение к русским людям, дому, семье, друг другу, к окружающему миру
  • чувство единства, сплоченности, желания помочь.

Основополагающий вопрос — Как жили наши предки?

Проблемные вопрос — Что называют предметами старины?

Частные вопросы:

  • Какими предметами русского быта пользовались наши прабабушки и прадедушки?
  • В какой одежде ходили и как за ней ухаживали?
  • Как строили и обустраивали избу?
  • Чем занимались русские люди: как работали, как отдыхали, как проводили праздники?

Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:

  • При совместном участии родителей и педагогов, в группе создан мини-музей русского быта, а также макет русской избы
  • на базе музея организована выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток
  • создана картотека дидактических игр:
  • «Лото. Предметы русского быта»
  • «Найди пару»
  • «Найди недостающий элемент»
  • «Расставь предметы быта в русской избе»
  • «Разрезные картинки»
  • «Что было и что стало»
  • «Отгадай загадку и найди отгадку»
  • игра на липучках «Обустрой избу Ивану, да Марье»
  • созданы альбомы: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба».

План организации проектной деятельности

1. Мотивационный этап

Деятельность педагога

Педагог вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.

Деятельность дошкольника

Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

  • к кому обратиться за помощью
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.

2. Организационный этап

Деятельность педагога

На данном этапе педагог:

  • проводит беседу «Как люди жили на Руси», для выявления первичных знаний детей
  • обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности
  • предлагает детям темы мини-исследований
  • планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме
  • проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».

Деятельность дошкольника

Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

  • к кому обратиться за помощью
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.

3. Практический этап

Деятельность педагога

Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси».

Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент»,

«Расставь предметы быта в русской избе»,

«Разрезные картинки»,

«Что было и что стало»,

«Отгадай загадку и найди отгадку»,

игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.

Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых,

оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:

  • «Что такое лучина?»
  • «Что такое кадка?»
  • «Что такое люлька?»
  • «Что такое ухват?»
  • «Что такое лавка?»
  • «Что такое рушник?»
  • «Что такое прялка?»
  • «Что такое лапти?»
  • «Что такое самовар?»
  • «Что такое сундук?»
  • «Что такое кочерга?»
  • «Что такое горница?»
  • «Что такое ступа?»
  • «Что такое лохань?».

Деятельность дошкольника

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.

Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.

Деятельность родителей

Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.

3. Коррекционный этап

Деятельность педагога

Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми.

Деятельность дошкольника

Участвует в оформлении продуктов проекта.

Деятельность родителей

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

4. Заключительный этап

Деятельность педагога

Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.

Деятельность дошкольника

Участвует в итоговойквест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.

Деятельность родителей

Помогают в подготовке итогового мероприятия.

Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.

В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое»

Итогом работы станут:

  • оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему
  • мини-музей русского быта, видео-экскурсия по музею (в роли экскурсоводов выступали две воспитанницы подготовительной группы в русских народных костюмах)
  • макет «Русская изба»
  • выставка русских народных сказок
  • продукты детской деятельности: расписанные прялки, украшенные рушники, слепленная посуда
  • методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба», сценарий и презентация квест-игры «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси», консультация для родителей «Создание мини-музея в детском саду».

Список литературы на печатной основе:

  1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
  2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2007– 128 с
  3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
  5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Дидактическое пособие «Школа семи гномов. Как жили наши предки». Для занятий с детьми 6-7 лет. Автор Ю. Дорожин.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год