Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Русские народные игры»
Фольклор
Автор: Романова Марина Юрьевна   
07.08.2023 12:23

Проект «Русские народные игры»Проект «Русские народные игры»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Богатое

муниципального района Богатовский Самарской области имени Героя Советского Союза Павлова Валентина Васильевича

Подготовила: Романова Марина Юрьевна воспитатель СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Солнышко»

Актуальность проекта:

В наши дни высоких технологий, мы редко возвращаемся к традициям и обычаям нашего народа. По этой причине проект ориентирован на знакомство дошкольников с народными традициями, народным творчеством, народными забавами. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что за забавы были у детей? Ответить на эти и похожие вопросы — означает, вернуть связь времен, возвратить утраченные ценности.

 

скачать конспект

Проект содействует развитию познавательных возможностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с иными забавами, "непривычными" для современных дошкольников и тем самым обогащать их познания. Кто выдумал эти забавы? На данный вопрос один ответ: они сделаны народом, также как басни, также как песни. Русские подвижные игры имеют многолетнюю историю, они сохранились и дошли до сегоднейшних дней из старины, передавались из поколения в поколения. Русские народные забавы ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на развитие мышления, воли, укрепляют силу духа дошкольника. В народных забавах много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, довольно частенько сопровождаются внезапными моментами, излюбленными детьми считалками и зазывалками. Русские народные игры давно служили средством самопознания, в забавах появляются наилучшие общечеловеческие свойства: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование. Народные забавы многообразны, развлекательны и чувственны. Современные дошкольники мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевиденью, компьютерным играм. Чтоб поддержать энтузиазм малышей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача воспитателя посодействовать им в этом.

Роль русских народных игр

При ознакомлении детей с народными традициями и обычаями в народных играх, мы развиваем познавательный интерес ребенка. В каждой игре, так или иначе, отражаются национальные черты, бытовой уклад нашего народа, его мировоззрения, наша общественная жизнь.

Цель:

Сформировать познания и представления дошкольника о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную забаву.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с народными подвижными играми; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширить кругозор детей.
  2. Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных подвижных игр.
  3. Закреплять основные движения: бег, прыжки, метание в ходе проведения народных подвижных игр.
  4. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми.
  5. Формировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
  6. Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и интерес к народной игре.
  7. Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Длительность проекта: сентябрь

Участники проекта: ребята старшей группы, воспитатели, родители.

Образовательные области, содержание которых включено в проект:

  • познавательное развитие
  • физическое развитие
  • речевое развитие
  • художественно эстетическое развитие
  • социально — коммуникативное развитие.

Материально — технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

  • подбор нужной литературы
  • подбор русских народных игр
  • создание критерий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).

Ожидаемый результат:

  1. Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми;
  2. Умение воспитанников взаимодействовать в условиях межнациональных отношений;
  3. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
  4. Повышение образовательного уровня родителей через введение их в увлекательный мир русских народных подвижных игр;
  5. Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях.

Содержание проекта:

Первый этап: организационно – подготовительный

Цель:

  • повысить уровень профессиональной компетентности
  • определить объем материала, который будет адресован детям
  • собрать и проанализировать литературу для взрослых и детей
  • составить систему работы, направленную на обучение народным

подвижным играм.

Задачи:

  1. Сбор и анализ информации по данной проблеме.
  2. Проведение бесед с детьми; разработка и организация прогулок, занятий,

народных подвижных игр. Рассматривание рисунков, фотографий о

народных играх, знакомство с литературными произведениями, малым

фольклором.

3 Подготовка картотек народных подвижных игр, картотека считалок.

4 Повышение компетентности родителей и воспитателей по вопросам,

касающихся обучению детей старшего дошкольного возраста народным

подвижным играм.

Второй этап: основной

Цель:

  • организовать совместную образовательную деятельность с дошкольниками с целью закрепления с детьми народных подвижных игр.
  • Развивать у детей познавательные способности.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами русских народных игр и широкое их использование;
  • учить детей точно и полно воспринимать информацию о народных играх.

Третий этап: заключительный.

Цель: проанализировать результаты реализации проекта.

Задачи:

  • знакомство родителей с результатами проекта – фотостенд «Мы весело играем»
  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

Приложение

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы.

Заранее благодарны Вам за участие!

  1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни? __________________
  2. Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

3 Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?) _______________________________________________

4 Какое спортивное оборудование имеется у вас дома? ______________

5 В какие подвижные игры Вы играли в детстве? ___________________

6 Как Вы понимаете, что такое народные игры? ____________________

7 Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

8 Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______

9 Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического

развития и здоровья детей? ________________________

Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»

  1. Ты любишь играть?
  2. В какие игры ты любишь играть?
  3. Ты знаешь, что такое народные игры?
  4. Какие народные подвижные игры ты знаешь?
  5. В какие из них ты любишь играть?
  6. С кем ты любишь играть в подвижные игры?

Картотека подвижных игр

САЛКИ

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участники расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. Тот игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать. Тот, кого коснулся «салка» сам становится водящим.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрок, который зацепится за нее, выбывает из игры.

ЖМУРКИ

С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая: Кот, кот, где стоишь? — На мосту. — Что пьешь? — Воду, квас — Лови мышек, а не нас! После этого все игроки разбегаются в разные стороны. И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. Во избежание травматизма необходимо обязательно предупреждать водящего о препятствиях или острых углах. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается

ПРЯТКИ

Прятки — это давняя, популярная детская игра, в которую играли еще ваши папы и мамы. Сначала все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа, как договоритесь). Другие в это время прячутся. Обычно заканчивают счет словами: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!» Увидев спрятавшегося, играющий должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, коснуться рукой стены и сказать «туки-туки» или «чека». Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого зачекали первым, а если не за тукали никого — тот же, что и в прошлый раз. «Прятаться» за спиной или рядом с водящим нельзя.

ХОРОВОД

Это всем знакомый танец-игра, распространённый у славянских народов. Хоровод водят под песню, часто выполняя особенные фигуры: «вожжа» (змейка), «плетень» (спираль), «четыре стороны» (квадрат), «петля» (круг) и т.д.

ГУСИ — ЛЕБЕДИ

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой, стоят волки за горой! — А чего волкам надо? — Серых гусей щипать да косточки глодать! Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний гусь.

КОЛЕЧКО

Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складыают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка. Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой. Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая: — Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит: — Колечко, колечко, выйди на крылечко Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается прежним.

РУЧЕЁК

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год