Проект «Русские народные игры» |
Фольклор | |||
Автор: Романова Марина Юрьевна | |||
07.08.2023 12:23 | |||
Проект «Русские народные игры» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Богатое муниципального района Богатовский Самарской области имени Героя Советского Союза Павлова Валентина Васильевича Подготовила: Романова Марина Юрьевна воспитатель СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Солнышко» Актуальность проекта: В наши дни высоких технологий, мы редко возвращаемся к традициям и обычаям нашего народа. По этой причине проект ориентирован на знакомство дошкольников с народными традициями, народным творчеством, народными забавами. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что за забавы были у детей? Ответить на эти и похожие вопросы — означает, вернуть связь времен, возвратить утраченные ценности.
Проект содействует развитию познавательных возможностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с иными забавами, "непривычными" для современных дошкольников и тем самым обогащать их познания. Кто выдумал эти забавы? На данный вопрос один ответ: они сделаны народом, также как басни, также как песни. Русские подвижные игры имеют многолетнюю историю, они сохранились и дошли до сегоднейшних дней из старины, передавались из поколения в поколения. Русские народные забавы ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на развитие мышления, воли, укрепляют силу духа дошкольника. В народных забавах много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, довольно частенько сопровождаются внезапными моментами, излюбленными детьми считалками и зазывалками. Русские народные игры давно служили средством самопознания, в забавах появляются наилучшие общечеловеческие свойства: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование. Народные забавы многообразны, развлекательны и чувственны. Современные дошкольники мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевиденью, компьютерным играм. Чтоб поддержать энтузиазм малышей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача воспитателя посодействовать им в этом. Роль русских народных игр При ознакомлении детей с народными традициями и обычаями в народных играх, мы развиваем познавательный интерес ребенка. В каждой игре, так или иначе, отражаются национальные черты, бытовой уклад нашего народа, его мировоззрения, наша общественная жизнь. Цель: Сформировать познания и представления дошкольника о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную забаву. Задачи проекта:
Длительность проекта: сентябрь Участники проекта: ребята старшей группы, воспитатели, родители. Образовательные области, содержание которых включено в проект:
Материально — технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
Ожидаемый результат:
Содержание проекта: Первый этап: организационно – подготовительный Цель:
подвижным играм. Задачи:
народных подвижных игр. Рассматривание рисунков, фотографий о народных играх, знакомство с литературными произведениями, малым фольклором. 3 Подготовка картотек народных подвижных игр, картотека считалок. 4 Повышение компетентности родителей и воспитателей по вопросам, касающихся обучению детей старшего дошкольного возраста народным подвижным играм. Второй этап: основной Цель:
Задачи:
Третий этап: заключительный. Цель: проанализировать результаты реализации проекта. Задачи:
Приложение Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры» Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!
а) В лес б) Во двор в) В магазин г) На спортивную игровую площадку 3 Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок? а) Подвижные игры б) Настольные игры в) Сюжетно-ролевые игры г) Другие (Какие?) _______________________________________________ 4 Какое спортивное оборудование имеется у вас дома? ______________ 5 В какие подвижные игры Вы играли в детстве? ___________________ 6 Как Вы понимаете, что такое народные игры? ____________________ 7 Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________ 8 Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______ 9 Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей? ________________________ Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»
Картотека подвижных игр САЛКИ Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участники расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. Тот игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать. Тот, кого коснулся «салка» сам становится водящим. ПОЙМАЙ РЫБКУ Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрок, который зацепится за нее, выбывает из игры. ЖМУРКИ С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая: Кот, кот, где стоишь? — На мосту. — Что пьешь? — Воду, квас — Лови мышек, а не нас! После этого все игроки разбегаются в разные стороны. И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. Во избежание травматизма необходимо обязательно предупреждать водящего о препятствиях или острых углах. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается ПРЯТКИ Прятки — это давняя, популярная детская игра, в которую играли еще ваши папы и мамы. Сначала все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа, как договоритесь). Другие в это время прячутся. Обычно заканчивают счет словами: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!» Увидев спрятавшегося, играющий должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, коснуться рукой стены и сказать «туки-туки» или «чека». Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого зачекали первым, а если не за тукали никого — тот же, что и в прошлый раз. «Прятаться» за спиной или рядом с водящим нельзя. ХОРОВОД Это всем знакомый танец-игра, распространённый у славянских народов. Хоровод водят под песню, часто выполняя особенные фигуры: «вожжа» (змейка), «плетень» (спираль), «четыре стороны» (квадрат), «петля» (круг) и т.д. ГУСИ — ЛЕБЕДИ Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой, стоят волки за горой! — А чего волкам надо? — Серых гусей щипать да косточки глодать! Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний гусь. КОЛЕЧКО Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складыают ладошки лодочкой. Водящий берет любой мелкий предмет, это может быть настоящее колечко, камушек или очень мелкая игрушка. Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой. Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая: — Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит: — Колечко, колечко, выйди на крылечко Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если у получившего колечко получилось выбежать, водящим становится он. Если его удержали, водящий остается прежним. РУЧЕЁК Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
|