Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА
Фольклор
Автор: Пахомова Дарья Александровна   
22.07.2023 19:48

ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДАПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА

Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, РФ

Аннотация:

в статье рассматривается воспитательно-образовательный потенциал устного народного творчества как одного из средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Описаны возможности разных жанров устного народного творчества в приобщении ребенка к народной культуре.

Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, традиции, культура, дети дошкольного возраста В условиях современного общества увеличивается роль и ответственность воспитателя за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.

 

Сейчас невозможно представить полного воспитания без выработки полного понимания значения духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа [1].

Творчество русского народа – значительная часть его национальной духовной культуры. Важность фольклора содержится в том, что с его помощью взрослый свободно находит с ребенком эмоциональный контакт.

Сухомлинский В. считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Фольклор – база воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. Он является средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.

В блестящих твореньях устного народного творчества раскрывается сокровищница богатейшего русского языка.

Вес слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, переходящие из уст в уста.

Фольклор занимает особенное место средь иных видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, объединяющее в себе словесное и музыкальное, сценическое и художественное искусство. Фольклор выделяется не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Отличие творений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке [1].

Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве демонстрацию большой талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели зрели живой родник национальной самобытности, представитель и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую социальную ценность, заключающуюся в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые крепко сопряжены меж собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает широкие знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.

Идейно-воспитательный смысл фольклора значится в том, что его творения вдохновлены любовью к Родине, тягой к миру – и этим прививают любовь к ним. Фольклор вырабатывает эстетическое чувство, то есть чувство прекрасного.

Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне воспроизвело жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора содержит в себе и такие жанры, которые имеются в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки [3].

Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях.

Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.

Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многогранно сопряжено с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течение ряда исторических периодов, в них можно заметить отпечатки нескольких эпох.

Фольклор русского народа – значительная доля его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля многократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор отозвался на все моменты войн русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема – это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях ВОВ. Фольклор формируется народом, миновавшим определенный исторический путь и служит отображением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.

Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Список литературы:

  1. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е.Н. Водовозова. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 400 c.
  2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
  3. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 228 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год