Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА
Фольклор
Автор: Пахомова Дарья Александровна   
22.07.2023 19:48

ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДАПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА

Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, РФ

Аннотация:

в статье рассматривается воспитательно-образовательный потенциал устного народного творчества как одного из средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Описаны возможности разных жанров устного народного творчества в приобщении ребенка к народной культуре.

Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, традиции, культура, дети дошкольного возраста В условиях современного общества увеличивается роль и ответственность воспитателя за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.

 

Сейчас невозможно представить полного воспитания без выработки полного понимания значения духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа [1].

Творчество русского народа – значительная часть его национальной духовной культуры. Важность фольклора содержится в том, что с его помощью взрослый свободно находит с ребенком эмоциональный контакт.

Сухомлинский В. считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Фольклор – база воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. Он является средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.

В блестящих твореньях устного народного творчества раскрывается сокровищница богатейшего русского языка.

Вес слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, переходящие из уст в уста.

Фольклор занимает особенное место средь иных видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, объединяющее в себе словесное и музыкальное, сценическое и художественное искусство. Фольклор выделяется не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Отличие творений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке [1].

Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве демонстрацию большой талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели зрели живой родник национальной самобытности, представитель и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую социальную ценность, заключающуюся в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые крепко сопряжены меж собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает широкие знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.

Идейно-воспитательный смысл фольклора значится в том, что его творения вдохновлены любовью к Родине, тягой к миру – и этим прививают любовь к ним. Фольклор вырабатывает эстетическое чувство, то есть чувство прекрасного.

Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне воспроизвело жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора содержит в себе и такие жанры, которые имеются в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки [3].

Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях.

Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.

Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многогранно сопряжено с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течение ряда исторических периодов, в них можно заметить отпечатки нескольких эпох.

Фольклор русского народа – значительная доля его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля многократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор отозвался на все моменты войн русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема – это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях ВОВ. Фольклор формируется народом, миновавшим определенный исторический путь и служит отображением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.

Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Список литературы:

  1. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е.Н. Водовозова. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 400 c.
  2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
  3. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 228 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год