ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА |
Фольклор | |||
Автор: Пахомова Дарья Александровна | |||
22.07.2023 19:48 | |||
ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСТНО-НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, РФ Аннотация: в статье рассматривается воспитательно-образовательный потенциал устного народного творчества как одного из средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Описаны возможности разных жанров устного народного творчества в приобщении ребенка к народной культуре. Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, традиции, культура, дети дошкольного возраста В условиях современного общества увеличивается роль и ответственность воспитателя за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.
Сейчас невозможно представить полного воспитания без выработки полного понимания значения духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа [1]. Творчество русского народа – значительная часть его национальной духовной культуры. Важность фольклора содержится в том, что с его помощью взрослый свободно находит с ребенком эмоциональный контакт. Сухомлинский В. считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Фольклор – база воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. Он является средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий. В блестящих твореньях устного народного творчества раскрывается сокровищница богатейшего русского языка. Вес слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, переходящие из уст в уста. Фольклор занимает особенное место средь иных видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, объединяющее в себе словесное и музыкальное, сценическое и художественное искусство. Фольклор выделяется не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Отличие творений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке [1]. Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве демонстрацию большой талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели зрели живой родник национальной самобытности, представитель и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства. Устное поэтическое творчество народа представляет большую социальную ценность, заключающуюся в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые крепко сопряжены меж собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает широкие знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательный смысл фольклора значится в том, что его творения вдохновлены любовью к Родине, тягой к миру – и этим прививают любовь к ним. Фольклор вырабатывает эстетическое чувство, то есть чувство прекрасного. Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне воспроизвело жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора содержит в себе и такие жанры, которые имеются в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки [3]. Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины. Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многогранно сопряжено с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течение ряда исторических периодов, в них можно заметить отпечатки нескольких эпох. Фольклор русского народа – значительная доля его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля многократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор отозвался на все моменты войн русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема – это исторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях ВОВ. Фольклор формируется народом, миновавшим определенный исторический путь и служит отображением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий. Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Список литературы:
|