Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие интереса к языкам у дошкольников через применения русского и татарского народного фольклора
Фольклор
Автор: Нигматзянова Голнур Саетнуровна Белокурова Наталья Владимировна   
07.06.2023 12:36

Развитие интереса к языкам у дошкольников через применения русского и татарского народного фольклораРазвитие интереса к языкам у дошкольников через применения русского и татарского народного фольклора

В современном мире в связи с глобальными, экономическими и социально – культурными изменениями к человеку предъявляются все новые требования. Так, возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Уже практически никто не сомневается в целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам.

Дети дошкольного возраста не до конца понимают, зачем надо изучать другой язык. Им интересен сам процесс усвоения языка.

Мы предлагаем пробудить и активизировать интерес к языку посредствам

народной педагогики, не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

 Скачать конспект

Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма и интернационализма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному.

Большую роль в обучении детей правильной речи играет народный фольклор. Это конечно же сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, колыбельные песни. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать языком.

Колыбельные песни, при обучении детей языку, и сближении детей культуре русского и татарского народа играют большую роль.

- “Как ты укладываешь куклу спать? Спой пожалуйста? ”

Әлли – бәлли бәбкәсе. Баю – баюшки – баю,

Кая киткән әнкәсе? Хочешь песенку спою?

Каенлыккаҗиләккә, Стану сказки говорить,

Бәбкәенә бүләккә. Колыбель качать твою.

Процесс ознакомления дошкольника со сказкой идет в несколько этапов. Например, знакомим детей татарской народной сказкой «Үги кыз». Сначала выразительно читаю сказку, вместе с детьми рассматриваем иллюстрации, рисуем диафильм, затем смотрим сказку на мультимедиа.

Игровой фольклор русского и татарского народа богат и разнообразен. Неоценим он по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, и другие виды движения – все это можно найти в таких русских и татарских народных играх: «Капка», «Серый волк», «Кто первый?», «Займи место», «Угадай и догони» и других. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывает необходимые морально – волевые качества.

Большую роль в обучении детей правильной речи оказывают хороводные, — подвижные, словесные, театрализованные игры. Детям нравятся старинные русские игры «Бабки», «Горелки», «Заря», «У медведя во бору»..., татарские игры, такие как «Без тарынычәчәбез» (Мы сеем просо»), «Әлчи – бәлчи», «Аксак төлке”, “Аю”…

Аю

Тау башындаята кар,

Тау башындабиккүп кар!

Урмандачыршытөбендә

Йокыгаталган аю бар.

Шыпырт, тавышланмагыз.

Аюныуятмагыз!

В лес по ягоды спешу,

Пастилы я насушу,

Угостятся ею бабушка и дед.

Ягод много,

А медведя с волком нет.

Знание потешек, считалочек, скороговорок, закличек, пословиц, загадок позволяют детям участвовать в разных играх без затруднения, развивать речь. А при изучении татарского языка, при помощи потешек закрепляются звуки которые есть только в татарском алфавите, обогащается словарный запас.

Потешки:

Каргаәйтә: «Кар, кар, Ворона каркает: кар – кар!

Мичтәбәлешбар, бар. Что пирог есть в печке;

Мичтәнбәлешалыр идем, Пирог из печки я б достал,

Өйдә кунак бар, бар». Только дома — гости.

Тук, тук, тукыран. Словно дятел: цок – цок – цок -

Тукылдатыпутырам. Ложкой по столу стучу.

Мичтә бәлеш пешәме? В печке видели пирог? -

Шуныкөтепутырам. Скушать я его хочу.

Пословицы:

Человек без Родины – соловей без песни.

Друг дороже денег.

Здоровье – всему голова.

Пальчиковые игры:

Этот палец – дедушка, Бубармак — бабай,

Этот палец – бабушка, Бубармак – әби,

Этот палец – папа, Бубармак – әти,

Этот палец – мама, Бубармак — әни,

Этот палец — это я, Бубармак — мин,

Вот и вся моя семья. Бу минем гаилә.

Считалки:

Арыш, бодай игәбез, Мы косили, молотили

Аныболайбүләбез: И пшеницу поделили:

Тигез, уңган, таза, нык, Кто усерден и толков -

Таза, ныккабишкапчык. Получает пять мешков.

Ялкау, чытык, мактанчык, А лентяи, хвастуны

Мактанчыкка – буш капчык. В нашем деле не нужны:

Получай мешок пустой

И в стороночке постой!

Заклички:

Игеннәрдәкүпбулсын, Дождик – дождик, лей, лей,

Сыерлар да тук булсын – Тёплых капель не жалей!

Безгәкатык, сөтбулсын, Будет травушка густа

Яңгыряу, яу, яу! И коровушка сыта,

А парного молока

Будет целая река!

Народные приметы

  • Багана сызгырса, суыкбулыр. – Деревья трещат – к долгим морозам.
  • Тәрәзәдымланса, яңгырбулыр. – Окошко потеет – быть дождю.
  • Кырказларыиртәкитсә, кыш иртә килә. – Гуси полетели – скоро быть снегу.

Дальнейшее внимание мы уделяем в своей работе народным праздникам. Почти каждый праздник связан с приметами или обычаями. Если эти приметы относятся к наблюдениям в природе, то мы стараемся подчеркнуть и записать, чтобы потом использовать в процессе обучения языку. Такие праздники, как: Медовый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Рождество, Масленица, День семьи, Сөмбелә, Нәрдуган, Яңа ел, Нәүрүз, Карга боткасы, Сабантуй.

Дети с удовольствием участвуют и в праздниках. Участие в них помогает детям почувствовать вкус к русской и татарской народной песне, народным традициям. Как важны такие праздники для детей, именно здесь ясно ощущается взаимосвязь прошлого и настоящего, любовь к Родине, уважительное отношение русскому и татарскому народу, его обычаям и традициям.

Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Детский фольклор имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества.

НигматзяноваГолнурСаетнуровна,

Белокурова Наталья Владиировна

Воспитатель, МБДОУ ДС №17,

город Бугульма, Республика Татарстан

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год