Роль русских сказок в формировании языковой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Фольклор | |||
Автор: Малышева Анна Александровна Охундадаева Иродахон Махамадаминовна Шапыпова Алена Алфеевна | |||
04.06.2023 08:58 | |||
Роль русских сказок в формировании языковой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком — одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления, проблема речевого недоразвития у детей и разработка методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной логопедической проблемой. Так возникла идея формирования языковой компетентности у дошкольников с ОНР средствами русской сказки, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки — это мир, в котором он живёт. Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Учитывая тот факт, что деятельность учителя-логопеда и воспитателей при компетентностном подходе должна обеспечивать создание условий для стимулирования активности ребенка, нами была разработана система педагогических мероприятий по формированию языковой компетенции, включающая четыре этапа, при которой логопедическое воздействие на процесс осуществлялось последовательно в доступной и интересной детям форме.
В процессе организационно-подготовительного этапа организовали соответствующую предметно-развивающую и естественную речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками. Мы создали «Уголок сказки», в котором дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Там же разместили русские сказки с яркими иллюстрациями. В ходе «сказочного занятия», дети с удовольствием прослушали сказки. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Дальнейшее формирование языковой компетентности происходило на втором этапе обучения, целью которого стало воспитание у дошкольников устойчивой потребности в общении со сказкой; постижение ребенком выразительности, красоты и точности родной речи, насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями; введение в связную речь языковых средств для самостоятельного творчества детей. Дети пересказывают сказку по предложению или по собственному выбору. Пересказ может быть полным (всего текста) и фрагментарным — по эпизодам, индивидуальным и коллективным (по частям), по книжным иллюстрациям и репродукциям на сказочные сюжеты, настольным картинкам. Целью третьего – деятельностного – этапа обучения стало развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения. К особенностям детей с ОНР относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, отсутствие полноты изложения, низкая речевая активность. При обучении ребенка правильной и красивой речи необходимо решить следующие задачи: активизировать пассивный и активный словари, создающие возможность для развития у дошкольников умения связных высказываний; совершенствовать фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую стороны речевого развития; развить образную речь, детскую фантазию и воображение. Цель четвертого – рефлексивного — этапа обучения являлась активизация собственной исполнительской деятельности; проявление творчества в реализации замыслов при создании образа; передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации; повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление ее улучшить; преодоление застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией. Особое внимание мы уделяли умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизировать. В этом мы использовали знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой. Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовательном процессе значительно повышает интерес у детей с ОНР к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Использование русских сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника. Библиографический список
|