Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Дедушкины помощники» |
Фольклор | |||
Автор: Подобедова Светлана Николаевна | |||
02.03.2023 08:50 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Дедушкины помощники» автор: Подобедова Светлана Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Ярославль, 2022г. Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в совместной интегрированной деятельности по познавательному развитию. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к познавательной деятельности, активны в играх и в поиске решений игровой задачи, ориентированы на успешный результат своей деятельности; сравнивают группы предметов на основе взаимного сопоставления, выделяют цвет предмета, устанавливают тождество и различие предметов по цвету; имеют первичные представления о русской культуре и самобытности. Методы и приемы: сюрпризный момент, мотивационная проблемная ситуация, дидактическая игра, выполнение практического задания, беседа, художественное слово. Материалы и оборудование: костюм для воспитателя, ширма с изображением русской печи, элементы русской избы, кукла текстильная «Дед», куклы девочка и мальчик, набор предметов для дидактических игр «Нарядная матрешка», «Горшочки и горошины». Предварительная работа: рассматривание старинной русской посуды, утвари, предметов народного быта, русского национального костюма, чтение и разучивание произведений русского фольклора, знакомство с народными игрушками. Ход занятия. Организационный момент Воспитатель в русском народном костюме встречает детей в группе. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Узнали, вы, меня? (ответы детей) Воспитатель: Вот какие вы у меня умники! Не перепутаете. Посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте познакомимся. (Дети здороваются с гостями) Сегодня я буду бабушкой — Рассказушкой. Люблю я истории разные рассказывать. Ребята, посмотрите, где же мы с вами оказались? (ответы детей) Вот перед нами окно, печь, кот на печи греется, на столе самовар стоит, на полках посуда. … Наверное, мы в доме. Вы со мной согласны? Давайте присядем. (дети садятся на стульчики) 1 часть Воспитатель: Ребятки, вот что я вам расскажу. …Живет в этом доме мой давний знакомый, дедушка Ермолай. На дворе — зимушка-зима, вот все взрослые и уехали в лес за дровами, а дедушку в доме с внучатами Ваней и Машей оставили. Да только, что с ними делать, он не знает, дети плачут целый день. Кто бы горюшку помог. …Ой, ребята! Дети плачут! Дедушка не знает, что с внучатами делать. Давайте поможем деду Ермолаю успокоить малышей. Вы сможете? Справитесь? Как можно успокоить малышей? Дети: поиграть, почитать сказку, спеть песенку, угостить конфеткой и др. Воспитатель: Какие вы у меня умники! Но где же хозяин дома? (Появляется из-за ширмы дед, кашляет) Воспитатель: Вот и дед Ермолай пожаловал, здравствуй, соседушка! Дед Ермолай: Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали? Дети: Тебе помогать, с внучатами играть, песенки петь, деток веселить и т.д. Дед Ермолай: Ну тогда ладно. Ванька, Манька, идите сюда! Воспитатель: Что же ты, дед Ермолай, зовешь их так сердито? Ты, на печи посиди, да нас послушай, как детей ласково называть надо. Вера, как тебя ласково дома мама называет? А тебя, Саша? А тебя, Даша? А как мы назовем ласково Машу и Ваню? Дети: Машенька, Ванечка. Воспитатель хвалит детей и предлагает ласково позвать внучат дедушки Ермолая. (Воспитатель вносит деток-кукол: мальчика и девочку) Воспитатель: Посмотрите на Ванечку и Машеньку. Какие они красивые и хорошие. Только кажется мне, что кушать они хотят… Давайте сварим малышам кашу. Я предлагаю вам пройти и сесть за столы. (Пока дети рассаживаются, воспитатель задает вопросы: А вы любите кашу? Какую?) Я предлагаю вам сварить гороховую кашу. Посмотрите, что у вас на столах? Есть горшки. А горох? Вот и горох нашелся. Какой он? (круглый, желтый). Положите перед собой картинку с горшочками. Сколько горшочков? Дети: много. Воспитатель: Теперь возьмите одну горошину. Чтобы сварить кашу, нужно в каждый горшок положить по одной горошине. (Воспитатель выполняет действия на доске, дети – на своих столах). Воспитатель: Я в каждый горшок кладу по горошине. А у вас в каждом горшочке по горошине? Сколько горошин осталось на тарелке? Дети: ни одной. Воспитатель: Сколько у каждого из вас горшочков и горошин? Дети: поровну, одинаково. Воспитатель: Горшочков и горошин поровну. Горошин столько, сколько и горшочков. Теперь скажем волшебные слова. (Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг) Игра «Варим кашу» Раз, два, три — ты горшочек наш вари. Молоко мы нальем, буль- буль (наливаем) До кипенья доведем. Ш-ш-ш. Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью). Дружно все перемешаем. (Перемешивание) Каша преет «пых — пых — пых» (похлопывание по щекам) Для друзей и для родных. Мы все дружно поедим, И малышек угостим. Каша вышла-то у нас — замечательная! Воспитатель: Вот деток мы накормили, нужно их развеселить, а как, ребята можно повеселиться? Дети: поиграть. Воспитатель: Дед Ермолай, умеешь ты с внуками играть? Молчит дед, наверное, все забыл. Чтобы Ваня и Маша не скучали, давайте сделаем для них игрушки. А какие это будут игрушки, сейчас узнаем. Возвращайтесь на свои места. (дети садятся за столы) Воспитатель: Посмотрите, что лежит у вас на столах. Вы догадались, какие у вас будут игрушки? Дети: Матрешки! Воспитатель: Ваши матрешки нарядные? Дети: Нет. Не хватает красивой одежды. Воспитатель: Давайте мы нарядим матрешек и подарим Машеньке и Ванечке, чтобы они не скучали и вместе играли. Воспитатель: Положите перед собой матрешку. Повяжите своей матрешке платочек. Выберите платочек того цвета, который вам нравится. (Воспитатель спрашивает 2-3 детей о цвете платочков их матрешек) Теперь наденем Матрешке фартук. Чтобы матрешка была нарядной, выберите фартук другого цвета. Платок и фартук должны быть разными по цвету. (воспитатель наблюдает за выполнением действия детьми) Воспитатель: Давайте украсим фартук цветком. Возьмите цветок такого же цвета, как и платок. Воспитатель: Вот какие нарядные матрешки у нас получились! Давайте соберем их в дружный хоровод! (дети размещают свои поделки на доске) Воспитатель: Молодцы! Будут Ваня и Маша матрешками играть и вас вспоминать. А вы умеете водить хоровод? (дети и воспитатель встают в хоровод и, держась за руки проходят на стульчики) Воспитатель: Смотрите, малыши наши зевают. Как вы думаете, почему? Дети: устали, спать хотят, уже поздно. Воспитатель: Дед Ермолай, как ты деток спать укладываешь? Д.Е: Как, как… положу на лавку, устанут реветь, да и уснут… Воспитатель: Ребята, а вы бы стали малышей на лавку спать укладывать? А почему? Дети: На лавке жестко, холодно, неудобно… Воспитатель: Куда же их положить? Дети: В кроватку. Воспитатель: Что же сделать, чтобы они поскорее заснули? Дети: покачать, песенку спеть. Воспитатель: Как называют песенку, которую поет мама, укладывая малыша спать? Дети: колыбельная. Воспитатель: Как нужно петь колыбельную песенку? Дети: тихо, ласково, нежно… Воспитатель и дети поют песню «Котя, котенька…» Воспитатель: Тсссс… Уснули. Дедушка Ермолай, понравились ли тебе наши ребята? Хорошо ли они тебе помогли? Дед Ермолай: Ой, как вы мне помогли! Ой, как вы мне понравились! Спасибо вам! Вот вам за старание и умение баранки. А я пойду на печи полежу. Дети и воспитатель благодарят деда за угощение и прощаются с ним. 3 часть. Воспитатель: Ребята, а вам понравилось дедушке помогать? Дети: Понравилось. Воспитатель: Что вы делали? Дети: Кашу варили, матрешек украшали, песенку пели… Воспитатель: Как выдумаете, вы смогли деток успокоить, развеселить? Дети: Да, мы смогли, мы справились. Воспитатель: Вы молодцы! Без вас мне было бы трудно помогать дедушке Ермолаю. Спасибо вам за помощь. Теперь я вижу, как вы выросли, как много умеете и можете помогать взрослым с малышами. Вы добрые, умные и дружные ребята! Теперь нам пора прощаться. Скоро я снова к вам за помощью приду. Будете меня ждать? До свидания! Доброго вам здоровья!
|