Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»
Фольклор
Автор: Никляева Ирина Николаевна   
20.02.2023 14:30

ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»

Возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, конструктивная, трудовая, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Тип проекта: познавательно – исследовательский – творческий.

Форма проведения: познавательные беседы; решение проблемных ситуаций; проведение экспериментов; составление рассказов, отгадывание загадок; дидактические игры; заучивание пословиц, поговорок, стихов; чтение художественной литературы и обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций; хороводные игры; изготовление продуктов детского творчества; подвижные игры, игровые упражнения,

 

Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (с 4.04 по18. 04 2022 г.)

Планируемый результат: Участвуя в проекте «Верба, вербочка!» дети узнают, что в России есть православные, народные праздники; познакомятся с Вербным воскресеньем, с приметами и обычаями Вербного Воскресенья.

Дети узнают о традициях русского народа, о существующих видах вербы и ее свойствах в народной медицине, а так же о том, что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть, а черенки вербы приживаются в земле.

Результатом проекта будет оформлена мини — картинная галерея «Верба в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка продуктивной деятельности «Украшаем веточку вербы»

Родители примут активное участие в создании выставки «Пасхальный перезвон»

Презентация проекта: презентация работы над проектом.

Проблема: Перед праздником Вербное воскресенье в группе были поставлены в воду веточки вербы. У детей стали возникать вопросы: Что будет дальше с веточками вербы? А что, если мы их посадим в горшок с землёй? Будут ли они дальше расти? Таким образом, верба стала объектом экологического исследования. Но кроме развития вербы возникли и другие вопросы: Верба, что это за дерево? Почему именно верба стала символом светлого праздника — Вербного воскресения? Складывают ли поэты стихи о Вербе? И многие другие вопросы.

Актуальность проекта:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Особенность этого проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Цель: Дать детям знания о христианском, православном празднике Вербное воскресенье,

Задачи:

  1. Познакомить детей с христианским, православным праздником Вербное воскресенье и с его историей возникновения, его обычаями празднования;
  2. Дать детям знания об обычаях и обрядах, связанных с православными праздниками;
  3. Расширить и углубить знания детей о разных видах вербы, о ее лечебных свойствах в народной медицине;
  4. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю;
  5. Развивать интерес к культуре наших предков; интерес к обычаям и обрядам связанных с православными праздниками;
  6. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Этапы работы над проектом:

1 этап – погружение в проект.

  • Подбор детской литературы, методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских праздниках;
  • Сбор информации по теме;
  • Подбор консультаций для родителей по данной теме;
  • Оформление альбома;
  • Создание развивающей среды: подобрать материал для мини – картинной галерее;
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности; составить план мероприятий работы над проектом;
  • Разработка познавательных бесед, ООД по художественно – эстетическому развитию и другое;
  • Составление игротеки русских народных, хороводных игр;
  • Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап – организация деятельности.

Двигательная деятельность

  • Народные, хороводные игры «Птички и весна», «Верба», «Золотые ворота», «Удар по вербочке»,

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Рассматривание открыток, иллюстраций к православным праздникам;
  • Просмотр презентаций «Вербное воскресенье»,
  • Познавательные беседы «Как встречают вербное воскресенье?»,
  • Беседа о вербе, о «Вербном воскресенье»,
  • Наблюдение за веточками вербы в группе,
  • Проведение эксперимента с веточками, черенками вербы.

Игровая деятельность

  • «Собери картинку»;
  • «Что лишнее»;

Коммуникативная деятельность

  • Рассказ о христианских православных праздниках «Вербное воскресенье»,
  • Игра «Назови ласково»;
  • Составление рассказов из опыта «Как ходили за вербой»,

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Стихи о вербе – символе весны: «Апрель», «Уж верба вся пушистая...», «Золотые барашки», «Распустила кудри ива», «Верба», «Веточки вербы в хрустальной вазе», «Верба – наша пальма», «Нет в России пальм зеленых...» «Вербное воскресенье»;
  • Чтение стихов о вербе.
  • Закличка «Солнышко».
  • Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Вербное воскресенье,
  • Чтение сказки про вербу.

Изобразительная деятельность

  • Рисование «Верба»,
  • Аппликация «Пушистая верба»,
  • Лепка «Веточка вербы»,
  • Рассматривание репродукций с изображением вербы в живописи
  • Аппликация «Веточка вербы в вазе» (коллективная работа)
  • Коллективная работа «Ваза с вербой»

Конструктивная деятельность

  • Строительство из строительного материал «Храм»

Музыкальная деятельность

  • Хоровод «Веснянка»;
  • Хороводная песня «Вербушка»;

Песня в исполнении Елены Фроловой «Вербное Воскресенье»

Трудовая деятельность

  • Ручной труд – изготовление поздравительной открытки

Взаимодействие с семьёй

  • Выставка. Украшаем веточку вербы – своими руками.

3-й этап — заключительный

  • Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;
  • Творческая выставка

Результат проектной деятельности

  1. Оформлена мини- картинная галерея «Верба в живописи»;
  2. Создание электронного банка методической копилки: картотека стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед;
  3. Мультимедийная презентация;
  4. Выставка «Украшаем ветку вербы»

Дети узнают:

  1. Что в России есть православные, народные праздники;
  2. Православные праздники Вербное воскресенье,
  3. Приметы и обычаи Вербного Воскресенья и его празднованием;
  4. О видах вербы и ее свойствах в народной медицине;
  5. Что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть,

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004г.;
  2. Деркач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников». Дошкольная педагогика № 2. 2009. стр. 21
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»: №12/95 с.109, №2/98 с.126.
  4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ – М: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.
  5. Кротова Т.В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников»
  6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008
  7. Митько К. «Светлое Христово воскресение» — праздник праздников и торжество торжеств: Беседа для детей 5 – 7 лет и их родителей № 6 2001 с.30 «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».
  8. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: — Владимир, 1995.
  9. Норык Т. «Пасхальные игры и забавы» мир школы 2002. № 4. с 77 – 79
  10. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
  11. Смирнова О. «Светлое Христово Воскресенье: Комплек
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год