Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Матрёна и Матрешечки» в старшей дошкольной группе
Фольклор
Автор: Михеева Л.Н. Фролова С.В.   
18.02.2023 12:08

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Матрёна и Матрешечки» в старшей дошкольной группеКонспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Матрёна и Матрешечки» в старшей дошкольной группе

Воспитатели:

  • Михеева Л.Н.
  • Фролова С.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2053», Дошкольное отделение №1 Москва, 2023

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире — Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
  • формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами (элементы семёновской, загорской, полхов — майданской, сергиев – посадской матрешки);
  • закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
  • развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
  • развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
  • развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
  • развивать основные движения, повышать двигательную активность;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы, оборудование: короб, Матрёшки (Семёновская, Загорская, Полхов — Майданская, Сергиев – Посадская матрешка), кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, русские народные мелодии.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети сегодня у куклы Матрены день рождения. Она нас всех приглашает к себе в гости.

Раздается стук в дверь, входит девочка в русском-народном костюме. Она поздравляет куклу Матрену с днем рождения и дарит ей подарок – матрешку.

Воспитатель: Дети вы знаете, как называется эта игрушка.

Воспитатель: правильно, матрешка, это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой своего характера.

Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим нашу матрешку. Во что одета наша матрешка?

Ответы детей.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей.

Воспитатель: А Матрешечка сама какая?

Ответы детей. (Дети называют прилагательные ответы)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешки. А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешку, послушайте:

Словно репа она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок — глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель: А вы, ребята, хотите посмотреть, что же за секрет такой, кто же спрятался в матрешке? Давайте тогда откроем нашу матрешку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.

Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.

Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите — какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают.

Д/и «Угадай, какая матрешка спряталась?»

Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек, назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек. Дети угадывают, какая матрёшка исчезла, и обосновывают свой выбор. Ребенок должен описать пропавшую матрешку.

Физкультминутка

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(притопы на месте)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас чистые ладошки –

(хлопки в ладоши)

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

А у нас, а у нас новые сапожки –

(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд

Мы матрёшки вот такие крошки –

(держатся за воображаемый сарафан)

Танцевать, танцевать вышли мы немножко –

(повороты с притопами вокруг себя)

Воспитатель: У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.

Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. Лицо, платок и платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. А вы хотите стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам? Я вам предлагаю раскрасить матрешек и подарить нашей имениннице.

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, карандаши, салфетки.)

Воспитатель: Сначала с помощью фломастера наводим контур цветка и листьев на светлом переднике матрешки, затем раскрашиваем гуашевыми красками. Лепестки раскрашиваем двумя красками: край лепестка – желтой краской, а весь лепесток – малиновой. Так же раскрашиваем листья и ягоды.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Рисование «Укрась матрешку».

По окончании работы Всех матрешек ставят на стол, на подставки, рассматривают.

Воспитатель:

-Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

- Какая из нарисованных матрешек самая веселая?

-Какая самая нарядная?

У какой матрешки самый нарядный сарафан?

-У какой матрешки самый красивый платок?

Дети играют в хороводную игру «Каравай».

Всех нарисованных матрешек дети дарят Матрене. Она радуется, благодарит их за подарок.

Литература

  1. А.Н. Чусовская Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ –М.: Аркти 2013
  2. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7лет. Волгоград: Учитель.
  3. Картинки к презентации: http: //yandex. ru//
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год