Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Матрёна и Матрешечки» в старшей дошкольной группе |
Фольклор | |||
Автор: Михеева Л.Н. Фролова С.В. | |||
18.02.2023 12:08 | |||
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Матрёна и Матрешечки» в старшей дошкольной группе Воспитатели:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2053», Дошкольное отделение №1 Москва, 2023 Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Материалы, оборудование: короб, Матрёшки (Семёновская, Загорская, Полхов — Майданская, Сергиев – Посадская матрешка), кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, русские народные мелодии. Ход занятия. Воспитатель: Дети сегодня у куклы Матрены день рождения. Она нас всех приглашает к себе в гости. Раздается стук в дверь, входит девочка в русском-народном костюме. Она поздравляет куклу Матрену с днем рождения и дарит ей подарок – матрешку. Воспитатель: Дети вы знаете, как называется эта игрушка. Воспитатель: правильно, матрешка, это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка? Дети: Нет. Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка. Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане. Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка? Дети: Из дерева. Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой своего характера. Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим нашу матрешку. Во что одета наша матрешка? Ответы детей. Воспитатель: А какая это одежда? Ответы детей. Воспитатель: А Матрешечка сама какая? Ответы детей. (Дети называют прилагательные ответы) Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешки. А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешку, послушайте: Словно репа она круглобока, И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко, Парой черных смородинок — глаз Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек Упираются руки в бока А внутри ее секретик есть Может три, а может шесть Разрумянилась немножко Наша русская матрешка. Воспитатель: А вы, ребята, хотите посмотреть, что же за секрет такой, кто же спрятался в матрешке? Давайте тогда откроем нашу матрешку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри? Ответы детей. Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи? Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются. Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку. Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный. Воспитатель: Какой узор на сарафане? Дети: Цветы, ягоды, листья. Воспитатель: А на голове у матрешки что? Дети: Платок. Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок. Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. Воспитатель показывает другую Матрёшку. Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда? Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку. Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета? Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу. Воспитатель: Посмотрите и скажите — какими цветами раскрашена эта Матрёшка? Дети: Желтый, красный, синий. Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. Д/и «Угадай, какая матрешка спряталась?» Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек, назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек. Дети угадывают, какая матрёшка исчезла, и обосновывают свой выбор. Ребенок должен описать пропавшую матрешку. Физкультминутка Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте) Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши) Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан) Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя) Воспитатель: У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная. Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. Лицо, платок и платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. А вы хотите стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам? Я вам предлагаю раскрасить матрешек и подарить нашей имениннице. Ответы детей. Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую. (Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, карандаши, салфетки.) Воспитатель: Сначала с помощью фломастера наводим контур цветка и листьев на светлом переднике матрешки, затем раскрашиваем гуашевыми красками. Лепестки раскрашиваем двумя красками: край лепестка – желтой краской, а весь лепесток – малиновой. Так же раскрашиваем листья и ягоды. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. (Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.) Рисование «Укрась матрешку». По окончании работы Всех матрешек ставят на стол, на подставки, рассматривают. Воспитатель: -Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? - Какая из нарисованных матрешек самая веселая? -Какая самая нарядная? У какой матрешки самый нарядный сарафан? -У какой матрешки самый красивый платок? Дети играют в хороводную игру «Каравай». Всех нарисованных матрешек дети дарят Матрене. Она радуется, благодарит их за подарок. Литература
|