«Рождественские традиции на Руси» |
Фольклор | |||
Автор: Булыгина Елена Сергеевна | |||
27.01.2023 18:40 | |||
«Рождественские традиции на Руси» Цель: познакомить детей с русскими рождественскими традициями. Задачи:
Оборудование: проектор для показа презентации на тему "Рождественские традиции на Руси"; колонка; атрибуты праздника: елка, рождественская звезда, русские народные костюмы, карнавальные шапочки: медведь, коза, лиса, рождественская звезда на палке, угощение. Предварительная работа:
Разговор о зимних праздниках, традициях и обычаях русского народа, беседы о семейных традициях празднования Нового года и Рождества, разучивание колядок дома с родителями, рассматривание тематических иллюстраций, чтение детям художественной литературы о зиме и зимних праздниках, подбор костюмов. Часть 1. Присоединение к теме Воспитатель: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь с Рождественскими традициями на Руси! (приглашает детей посмотреть презентацию). Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданьи тайны, он дремлет в инее хрустальном и ждет: свершится волшебство. Колдуй же, вьюга-чародей, твоя волшебная стихия преобразит в миры иные всю землю, город, и людей. Встречаться будут чудеса, так запросто, в толпе прохожих, и вдруг на музыку похожи людские станут голоса. Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? Дети: Очень! Про чудеса! О Рождестве! Воспитатель: вы знаете, что наш народ глубоко чтил и продолжает чтить это день. А что значит слово Рождество? Дети: когда, кто-то рождается. Часть 2. Основная. Воспитатель: Рождество Христово – это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Младенец родился в полутёмном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда. Мария спеленала родившегося Младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Для христиан Рождество Христово является одним из самых радостных и важных праздников. Чтобы встретить его достойно, христиане к нему готовятся заранее. Они стараются сделать как можно больше добрых дел. А что такое «доброе дело»? Дети: помогать кому-нибудь. Быть добрым. Воспитатель: в сёлах и деревнях девушки, парни, собравшись по несколько человек вместе, ходили по улицам от одного дома к другому и под окнами пели колядки. Колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославлении главных лиц той ночи, которая принесла самую Радостную, самую Главную Весть – родился Спаситель мира! Колядовать — ходить по домам с поздравлениями, песнями. Чтобы колядовать нужно собрать компанию и распределится по ролям. Нужно выбрать того, кто будет нести мешок с дарами. Ведь в каждом доме хозяин, который хочет своему дому процветания должен одарить колядующих дарами — сладостями. Этот персонаж называется «мехоноша». Он должен быть сильный! Самый веселый из компании одевался в костюм козы. Коза — символ плодородия и богатого урожая. Ее задорные танцы отгоняли неприятности! Еще наряжались в костюмы медведя и лисы. Медведь — символ силы и мощи, а лисица — символ хитрости. Медведь оберегал пасеки а лиса приносила удачу в охоте. Один из главных атрибутов ряженых — Звезда! Звезда для колядования должна быть как можно заметней и ярче. Ее закрепляли на длинной палке, украшали лентами и фольгой и отправлялись в праздничный путь! Коляда, коляда! А бывает коляда На кануне Рождества Коляда пришла Рождество принесла. Шире двери открывайте И конфеты раздавайте! На пороге коляда, Прибегайте все сюда! Вам здоровья мы желаем, И конфеты забираем! Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Ты, хозяин, не томи, Поскорее подари! А как нынешний мороз Не велит долго стоять, Велит скоро подавать: Либо из печи пироги, Либо денег пятачок, Либо щей горшок! Подай тебе Бог Полный двор животов! И в конюшню коней, В хлевушку телят, В избушку ребят И в под печку котят! Воспитатель: понравились колядки? Какие они? Какие эмоции взывают? Дети: очень! Они веселые, забавные, смешные. Хочется танцевать! Воспитатель: у христианских народов вошло в обычай к этому празднику наряжать ёлку. Считается, что она символизирует Древо Жизни. Ребята, а какие зимние забавы вы любите больше всего? Дети: кататься на коньках, санках с гор, лепить снеговика, ходить на лыжах, играть в снежки! Воспитатель: парни и девушки тоже катались на санках с гор, играли в снежки. Часть 3. Заключение. Воспитатель: Ребята, вы узнали много нового о Рождественских традициях. Вам было интересно? Дети: Очень! Воспитатель: Как же нужно праздновать рождество и колядовать? Дети: Нарядится в костюмы, поздравлять друг друга, радоваться, петь колядки, получать угощения и угощать! Делать добрые дела. Веселиться.
|