Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема методической разработки: Занятие «Традиции русского народа» (старшая группа)
Фольклор
Автор: Данишевская Марина Геннадьевна Осокина Елена Геннадьевна   
27.01.2023 12:34

Тема методической разработки: Занятие «Традиции русского народа» (старшая группа)Тема методической разработки: Занятие «Традиции русского народа» (старшая группа)

Воспитатель Данишевская Марина Геннадьевна

Воспитатель Осокина Елена Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска детский сад №7

Целевая аудитория: дети 5-6 лет

Цель: Приобщить детей к истокам русской культуры.

Программные задачи:

1. Образовательные:

  • Создать условия для получения детьми знаний средствами культуры
  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с традициями: гостеприимство, чаепитие

2. Развивающие:

  • Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям
  • Продолжать развивать эстетическое восприятие средствами фольклора
  • Обогащать словарный запас: традиции, русская изба, русская печь, «красный угол», самовар, лавка, прялка, каравай, хлебосольство, посиделки, народное гулянье; народными пословицами, загадками
  • Развивать монологическую речь при помощи народных игр
  • Развивать познавательную активность, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь и уважение к истории, культуре, традициям русского народа
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков между детьми.

Планируемые результаты: проявляет интерес к русским народным традициям, овладевает начальными знаниями о социальном мире.

Технологии: ИКТ

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический

Приёмы: художественное слово, речевое сопровождение деятельности, слайдовый показ, рассматривание, сравнение, вопросы.

Ресурсы: презентация «Моя Россия», мини-музей и декорация «Русская изба» (убранство избы: печь, стол, скатерть, самовар, чашки, кухонная утварь каравай, прялка, русские народные куколки-обереги, вышитые полотенца), лента голубого цвета для игры, аудиозапись русских народных песен, фоновая русская народная музыка.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок
  • Разучивание русских пословиц и поговорок, закличек, скороговорок
  • Разучивание стихотворений
  • Разучивание русских народных песен, игр
  • Беседа о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха.
  • Рассматривание в мини- музее «Русская изба» предметов быта, кухонной утвари.
  • Дидактическая игра «Что было — что стало»
  • Викторина по русским народным сказкам
  • Рассматривание русского народного костюма
  • Просмотр презентации «Моя Россия»
  • Просмотр слайдов «Народные гулянья на Руси»

(праздник Новый и Рождество, Масленица, Пасха)

- Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Роспись олешка» (дымковская роспись), «Роспись посуды» (хохломская роспись).

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка

Дети заходят, перестраиваются в полукруг

Воспитатель в русском народном костюме приветствует детей.

Дети читают стихотворение В. Духанина «Россия»

1. Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета

Когда хлеб созревает и косят траву.

2. Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

4. Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

5. Что такое Россия? Это полная радости, света весна,

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Воспитатель: Наша страна Россия очень красивая и большая.

Россия богата своими народными традициями.

Традиция – это то, что передаётся из поколения от

одного поколения к другому.

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего.

Те ценности, которые когда то

От прадедов и дедов перешли

И пусть, быть может, не жили богато,

Но Русь они любили, как могли!

Сегодня мы с вами заглянем в прошлое.

Посмотрим, как раньше жили русские люди.

Открывается декорация импровизированной русской избы, звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Добро пожаловать, гости дорогие, в русскую избу!

Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Давным-давно Россия называлась Русь, люди строили

себе дома из брёвен, назывался такой дом – изба.

В избе всё было деревянное: пол, потолок, мебель, посуда.

Дети, а знаете ли вы пословицы о доме?

Ответы детей:

- В родном доме и каша лучше.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Домом жить – обо всём тужить.

Дети, послушайте загадку и подумайте, что было самым важным в русской избе?

Стоит изба из кирпича

То горяча, то холодна.

Ответы детей (печь)

Печь в старые времена считали сердцем дома, называли кормилицей. В печи готовили еду, пекли хлеб. Она обогревала избу, на ней сушили одежду, ягоды, грибы. А ещё печь лечила — люди грелись на печи.

Воспитатель: дети, вспомните, в каких русских народных сказках печь была помощницей?

Ответы детей ( «Гуси-лебеди», «Жихарка», «По щучьему велению»)

Воспитатель: Русский народ всегда славился своими семейными традициями.

На Руси было принято собираться всей семьёй за большим столом.

У каждого члена семьи была своя ложка. Начинал первым трапезу отец, затем ели все остальные. На столе стоял большой самовар.

Чаепитие из самовара – это особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подавали сушки, пряники, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки пили чай не просто из чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Вечерами собирались люди в большой избе. Такие вечера назывались посиделки. Женщины вышивали, пряли, вязали. Девушки шили обереги – безликих кукол показ кукол). Шили таких кукол без ножниц и иголок, кусочки ткани рвали и обматывали нитками, хранили их в берестяных коробочках (показ коробки). Девушки разговаривали с куклами, делились с ними радостями и печалями. Так за работой и проходило время. На посиделках пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки.

Народная игра с лентой «Заря-заряница»

Дети идут по кругу, водящий – Заря идёт с лентой в противоположную сторону. Начинаем петь закличку:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи непростые,

Ленты голубые.

Заря кладёт незаметно одному ленту на плечо. После сигнала: «Раз-два не воронь, беги, как огонь!» дети, оказавшиеся рядом с лентой бегут в противоположные стороны, кто первым схватит ленту, тот становится Зарёй.

Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель: Дети, русский народ издавна был гостеприимным.

Как вы думаете, что значит слово «Гостеприимство?»

Ответы детей: (принимать гостей, встречать гостей, угощать, дарить и принимать подарки)

Гостя на Руси встречали с поклоном, сажали в «красный угол», значит в самый красивый.

Воспитатель проговаривает пословицы о гостеприимстве:

- Для дорогого гостя и ворота настежь.

- Гостю щей не жалей – погуще налей.

- Гость доволен – хозяин рад.

Воспитатель: Дети, добрые русские традиции сохранились и сейчас. А какие традиции есть в вашей семье?

Ответы детей (наряжаем на Новый год ёлку, на Пасху красим яйца, печём блины на Масленицу, отмечать день рождения, дарим подарки)

Воспитатель: Русский народ работал дружно и отмечал праздники весело. По традиции водили хороводы, играли в русские народные игры, пели песни.

Дети исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

Воспитатель читает стихотворение:

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так и живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем!

Воспитатель приглашает детей на чаепитие.

Список литературы:

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребёнок, ученик. – 2007. — № 2. – С. 21-23.
  2. Алёшина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алёшина. – М.: Прогресс, 1999. – 122 с.
  3. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-

воспитательном процессе (Дошкольники и младшие школьники) / Г. И. Батурина, авт. Т. Ф. Кузина. – М.: школьная пресса, 2003. – 143с. — (Библиотека журнала «Воспитание школьников»; РусскиеВып. 36).

4. Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков. / В.М. Волков. – М.: Белый Город, 2005. – 48с.: ил. — (История России.). – АБ; ЧЗ

5. Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. А.В. Копылова. – М.: Рипол Классик, 2002. – 560с. – (Народная мудрость). – ЧЗ

6. Русские обережные куклы: семейная энциклопедия / Юлия Моргуновская, — Москва: Эксмо, 2016. – 192с. — (Подарочные издания. Рукоделие).

7. Тайны русских народных сказок: (красны сказки не письмом, а красны смыслом) Ж.В. Андриевская – изд. 2-е – Ростов Н/Д.

Феникс, 2022 – 127с.: ил – (Удивительная Русь)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год