Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народным календарем посредством метода проектов
Фольклор
Автор: Бажина Ольга Александровна   
31.01.2023 12:57

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народным календарем посредством метода проектовПриобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народным календарем посредством метода проектов

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. В наш научный, компьютерный век чувствуется тяготение людей к предметам народного искусства. Мы окружаем свой быт рукотворными вещами, делая его уютнее и интимнее, читаем детям народные сказки, поем и слушаем народные песни, с удовольствием посещаем концерты народных танцевальных коллективов.

Что это – деградация или ложный прогресс или истинный путь развития? А может быть, душа подсказывает нам, как сохранить лучшие национальные черты: человечность, взаимовыручку, щедрость, доброту…

Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поет современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов?

 

А затем, что мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создается неразрывная связь между человеком – как частью и большим целостным миром.

Анкетирование показало, что лишь 20% опрошенных родителей в общих чертах имеют представление о народных праздниках

И обычаях. Опрос среди детей дошкольного возраста показал, что дети не знают народных песен, не играют в народные игры, мало кто из них имеет представление о народном костюме…

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Этим обусловлен выбор темы «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народным календарем».

Программа составлена на основе методической разработки «народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по Федеральному государственному образовательному стандарту.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народным календарем.

Изучив методическую литературу, разработала программу по временам года: осень, зима, весна, лето. Каждое время года разделено по месяцам со своим девизом, месяц разделен по неделям обрядов, потому что народная культура построена на обрядах, и неделя разделена на дни в соответствии с народной культурой. Каждый день имеет свое название, и в дни входят народные праздники, которые в древности отмечали наши предки. Работа построена на знакомстве с народными приметами, сказками, поверьями, традициями, пословицами и поговорками, посвященные определенному дню.

Познакомившись с народными приметами, дети наблюдают за птицами, насекомыми и растениями на прогулке. При совпадении их наблюдений с народными приметами, у детей появляется еще большее желание наблюдать, возникает много вопросов «почему» В результате дети еще больше убеждаются в том, что «все на свете нужны…», что все в природе взаимосвязано. Каждый должен знать, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого. Главный принцип жизни человека в гармонии с природой «не навреди. Познавая – не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

Проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе моей работы, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Были организованы и проведены творческие, познавательно-исследовательские проекты «Русская береза – символ России», «Русское гостеприимство», «В гостях у бабушки Арины», «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Масленица» и др.

Прошли природоохранные акции «Покормите птиц», «Кормушка», «Сбережем елочку», «Посади цветок».

Для реализации системы патриотического воспитания созданы необходимые материально-технические условия:

  • Благоприятные материально-технические и социальные условия: библиотека по народоведению, истории и культуре Государства Российского (методическая, детская и научно-популярная литература);
  • Костюмерная народного костюма;
  • Мини-музей народного творчества;
  • Мини-музей народного быта «горница» с подлинными предметами народного быта: чугунками, самоварами, утюгами, ухватами, прялками и др.
  • Игротека народных игр;
  • Картотека потешек, частушек, закличек, пестушек;
  • Информационные стенды по ознакомлению родителей с обрядами, обычаями, народными праздниками;
  • Видиозаписи с клипами и презентациями;
  • Исследовательский центр «Познаю мир» и др.

Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Мамы и папы помогали создавать мини-музей в группе, собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, «варили» обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители с большим интересом принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Главное, что родители желают, чтобы дети знакомились с традициями и обычаямирусского народа, любили свою Россию.

Все занятия, связанные с народным календарем, наблюдения и труд с детьми в природе, конечно же, дают свои положительные результаты. У них светятся глаза, когда они встречаются со стариной. Дети становятся добрее, отзывчивее, любознательнее и трудолюбивее. Многие не ломают веток, не срывают цветов, и даже делают замечания людям, которые ведут себя неподобающе. Очень хочется надеяться на то, что все добрые зерна, посеянные в дошкольном возрасте, прорастут, а не погибнут в дальнейшем.

Работу, начатую мною, я буду продолжать, дополнять новым материалом, потому что видны хорошие результаты в знании и интересе детей.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить.

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год