Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса к народным росписям у детей старшего дошкольного возраста
Фольклор
Автор: Безденежных Елизавета Константиновна   
13.01.2023 09:21

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса к народным росписям у детей старшего дошкольного возрастаИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса к народным росписям у детей старшего дошкольного возраста

Научно-исследовательская статья

Безденежных Елизавета Константиновна Студент НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ

Научный руководитель: Ческидова Ирина Борисовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ

Аннотация: В статье представлено определение познавательного интереса, его структура, рассмотрены особенности проявления познавательного интереса к народным росписям, даны характеристики информационно-коммуникационных технологий и выявлены их преимущества в развитии познавательного интереса к народным росписям у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательный интерес, народные росписи, информационно-коммуникационные технологии.

 

Research article

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN FOLK PAINTINGS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Bezdenezhnykh Elizaveta Konstantinovna

Student

NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU

Scientific adviser: Cheskidova Irina Borisovna

PhD, Associate Professor of the Department of PPO

NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU

Abstract: The article presents the definition of cognitive interest, its structure, the features of the manifestation of cognitive interest in folk paintings, the characteristics of information and communication technologies are given and their advantages in the development of cognitive interest in folk paintings in preschool children are revealed.

Keywords: senior preschool age, cognitive interest, folk paintings, information and communication technologies.

В настоящее время особенно актуален вопрос сохранения самобытности народного искусства и народных ремесел, которые являются культурным наследием нашего многонационального народа. Для сохранения народных промыслов необходимо с раннего детства прививать детям интерес к ним и расширять знания о народном искусстве.

Рассматривая данный вопрос в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги обращаются к представленным в нем целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, в частности, на необходимость развития у дошкольников: «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, самостоятельности и инициативы…» [7].

Достижение указанных целевых ориентиров невозможно без основного стимула любой детской деятельности — познавательного интереса. Под познавательным интересом психологи понимают наивысшую форму проявления потребностей в познании окружающей действительности и ознакомлении с предметами и явлениями природного и социального мира у детей дошкольного возраста. Познавательный интерес дошкольников в силу возраста и малого опыта детей необходимо своевременно и адекватно опредмечивать, стимулировать его и расширять во всех сферах детской деятельности.

В работах Г. И. Щукиной под познавательным интересом понимается избирательная направленность личности, которая обращена к познанию, к предметной стороне познания и непосредственно познавательному процессу, в ходе которого знания ребенка расширяются и углубляются [8].

В области художественно-эстетического развития особое место занимает ознакомление детей с разными видами народной росписи. Необходимость формирования у детей представлений о народной росписи диктуется всеми комплексными программами дошкольного образования. Для того, чтобы эти представления были дифференцированными и подробными, детей необходимо заинтересовать данной темой. Интерес к народной росписи будет служить стимулом к освоению ее приемов и особенностей, к более глубокому изучению принципов создания разных видов народной росписи.

Теоретический анализ проблемы развития познавательного интереса детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования такого важного психологического образования как познавательный интерес, опосредующего отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Психолого-педагогические исследования Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгер, А. В. Запорожца показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.

А. Н. Поддьяков отметил, что особое место в развитии познавательного интереса занимает организация поисковой деятельности, протекающей в форме пробующих действий. Психологи Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и другие высказывают мысль о том, что устойчивые познавательные интересы — верный признак умственной готовности ребенка к школьному обучению [2, 3, 6].

Познавательный интерес — это важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. В структуре познавательного интереса выделяют интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Показателями интереса являются мотивы деятельности, выступающие как факторы мотивации, эмоциональные проявления в виде эмоционального настроя, волевые проявления в различных эмоциональных ситуациях.

Познавательный интерес к народным росписям включает в себя следующие компоненты:

  • интеллектуальный компонент включает в себя знания и представления о видах народной росписи, особенностях создания каждого вида росписи, истории и места возникновения, изобразительных средствах и элементах, мотивах, которые характерны для каждого отдельного вида народной росписи;
  • эмоциональный компонент включает в себя положительные эмоции при взаимодействии с объектами народной росписи: удивление при узнавании новых сведений, желание углубить, расширить свои знания, эстетическое удовольствие при рассматривании образцов росписи, удовлетворение от самостоятельного создания рисунков по мотивам народной росписи;
  • волевой компонент включает в себя способность к достижению результата: самостоятельному поиску информации об объектах народной росписи, упражнениях в изображении мотивов народной росписи.

На протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в развитии познавательного интереса. В то же время необходимо заметить, что наблюдаемые специфические особенности проявления познавательного отношения к действительности не обязательно являются возрастной характеристикой. В рамках одного возрастного периода развития могут обнаруживаться различные вариации проявления познавательного интереса, не только количественно, но и качественно характеризующие уровень его сформированности, иными словами, на одной и той же возрастной ступени развития можно видеть либо фактическое его отсутствие, либо достаточно высокую степень его развития для данного возраста.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к народным росписям происходит в разных видах детской деятельности при непосредственном участии взрослого. Однако, в настоящее время наблюдается тенденция к информатизации общества, активному использованию в жизни разнообразных гаджетов и цифровых образовательных ресурсов.

Одним из средств развития познавательного интереса к народным росписям у старших дошкольников являются информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационые технологии — это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Информационно-коммуникационные технологии активно применяются в дошкольных образовательных организациях, так как позволяют существенно оптимизировать процесс познавательного развития ребенка: стимулируют интерес, обеспечивают наглядность, дают возможность воздействовать одновременно на зрительные, слуховые и моторные анализаторы, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения, показать динамические процессы, смоделировать жизненные ситуации, показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способствуют эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Рассмотрев понятие информационно-коммуникационных технологий и их преимущества в организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, рассмотрев особенности процесса развития познавательного интереса к народным росписям у детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию у дошкольников познавательного интереса к народным росписям.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сформировать у детей наиболее полные представления о народной росписи, воздействуя одновременно на зрительное, слуховое и кинетическое восприятие.

Это происходит благодаря тому, что педагог может использовать видео и аудиоматериалы, из которых ребенок узнает о происхождении каждого из видов народной росписи.

К примеру, существует образовательный ресурс Интерактивный электронный справочник по народным промыслам России (Раздел «Славянские росписи»). Данный ресурс отличается тем, что в нем подобран и сформирован фактический материал по таким разделам, как: «Русская матрёшка», «Дымковская игрушка» и «Гжель». В комплексной фотогалерее ресурса постоянно происходит обновление, подбор, накопление и внедрение в справочник тематического материала по всем разделам.

Также существует подборка видеороликов о народных росписях на портале You Toob, где можно найти и скачать короткие ролики об истории возникновения гжельской, хохломской, полховско-майданской росписи и других народных росписей. В видеоресурсах представлены подборки демонстрационного материала (изделий, в которых применяется роспись), история возникновения росписей, рассматриваются особенности каждой росписи: этапы изготовления изделия, мотивы, которые используются в росписи, способы изображения элементов росписи и их перечень и так далее.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют увидеть разнообразие изделий, что вызывает положительные эмоции удивления и восхищения. То есть, образы народной росписи определенного вида прочно закрепляются в детском сознании. Благодаря таким эмоциям, у детей расширяется кругозор и познавательная активность. Ребенку хочется снова испытать подобные эмоции и он возвращается к изучению росписи.

Видеоряд или презентация об этапах создания изделия декоративно-прикладного искусства формируют понимание всего процесса, на основе которого складывается желание попробовать повторить увиденное. Ребенок видит, как достигается результат и по образцу может самостоятельно повторить действия. Как известно, дети дошкольного возраста развиваются именно в деятельности. А подробное рассматривание процесса деятельности приводит к тому, что ребенок получает некий опыт, запоминает действия и этапы процесса. Имеющиеся представления способствуют появлению уверенности в том, что если повторить действия, то ребенок будет успешен, у него получится сделать аналогичное изделие. Имея возможность осуществить деятельность, дети будут проявлять интерес к ней, так как у них будет возможность быть в ней успешными.

Кроме того, в отличие от наблюдения за реальным процессом росписи изделия, технические средства позволяют регулировать скорость наблюдения. Используя замедленное воспроизведение видео можно выполнять процесс одновременно с мастером, остановиться в сложных местах, уделить большее внимание написанию трудных элементов, мотивов. Также можно остановить видео и потренироваться выполнить узор на черновике. Можно вернуться к определенному фрагменту и улучшить или дополнить изображение.

Также информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать умение прилагать волевые усилия в процессе ознакомления с народными росписями за счет возможности самостоятельного поиска информации и упражнений в изображении мотивов росписей. Например, дошкольники могут обратиться к поисковым сервисам в сети Интернет, или найти информацию о народных росписях в локальной базе данных компьютера.

Таким образом, рассмотрев понятие информационно-коммуникационных технологий и их преимущества в организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, рассмотрев особенности процесса развития познавательного интереса к народным росписям у детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию у дошкольников познавательного интереса к народным росписям.

Список литературы:

  1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. [Текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии», 1996. — 382 с.
  2. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2000. — 365 с.
  3. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс] / Л. А. Венгер. — Режим доступа: https: //search. rsl. ru/ru/record/01008323174 (дата обращения: 12. 11. 2022).
  4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский //Собр. соч. в 6 т.  М.: Академия, 2003.  Т.З.  328с.
  5. Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец. — Режим доступа: https: //pedlib. ru/Books/6/0112/6_0112-1. shtml (дата обращения: 12. 11. 2022).
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр, 2006. — 608 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. N 373 [Электронный ресурс]  URL: https://docs. edu. gov. ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/ (дата обращения: 14. 11. 2021)
  8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 2008. — 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год