Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
Фольклор
Автор: Радаева Наталья Владимировна Зайнетдинова Венера Исмаилова   
26.12.2022 06:58

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традициРазвитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций

Аннотация. В статье проанализирован педагогический потенциал народной культуры и народных традиций, показано их влияние на личностное развитие дошкольника. Авторами анализированы нормативные документы по данной проблеме. Изучена научно-педагогическая литература, взгляды и подходы ученых к воспитанию посредством народной педагогики.

Ключевые слова: народная педагогика, народное творчество, народные традиции, фольклор, устное народное творчество, общемировые ценности, духовное развитие.

Одна из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией и перед педагогами – приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям. Это задача регламентирована и Законом РФ «Об образовании» (ст. 87) [13] и ФГОС ДО [12]. В этих документах прописано, что обучение и воспитание должно осуществляться с основой на «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств» [12]. Поэтому, особенно актуально развивать воспитывать личность ребенка на основе народной культуры и народных традиций.

 

Народная культура обладает мощным педагогическим потенциалом, это хранитель исторического прошлого, носитель самобытной культуры предыдущих поколений. Народная культура хранит в себе опыт воспитания своих предков. Это первый шаг к овладению богатствами всеобщей культуры и присвоении общемировых ценностей, а также к формированию собственной личностной культуры. С.А. Арутюнов [1], Н.П. Денисюк [3], Л.А. Ибрагимова [4] отмечали, что любой народ несет в себе исторически сложившиеся воспитательные традиции, которые он стремится передать из поколения в поколение, чтобы не потерять своего национального лица и самобытности. Народная культура развивается веками и содержит в себе большое богатство в виде традиций, который народ веками передает от одного поколения к другому. Именно народ, по мнению М.Д. Каммари, Г.Е. Глезермана, единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.

Народные традиции включают в себя элемент сознательности в передаче материальной и духовной культуры, с целью поддержания жизни этноса (Р. Ф. Итс) [5]; ценности, чувства, настроения, привычки народа (И. В. Суханов) [9]; форму поведения, унаследованную от предыдущего поколения, основанной на принципах взаимоотношений, на основе которых складывается общечеловеческая культура (Д. И. Водзинский) [2]; социально-организованный стереотип группового опыта (С. А. Арутюнова) [1]. Начинать прививать любовь и уважение к народной культуре необходимо с дошкольного детства, так как это период активного формирования личности ребенка, время духовного, нравственного, социального, патриотического, эстетического развития. Осваивая народную культуру и традиции, дети духовно развиваются, патриотически воспитываются, у детей формируется гордость за свою Родину, интерес к истории и культуре своего народа. О необходимости начинать знакомить с культурным наследием своего народа именно с дошкольного возраста говорило немало исследователей (Д. С. Лихачев [7], В.А. Сухомлинский [9], Е К.Д. Ушинский [10]). К.Д. Ушинский [10], В.А. Сухомлинский [9], А.М. Макаренко [8] отмечали, что образовательный процесс должен строится на культурологическом подходе в связи с чем они заложили принцип народности в воспитании. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнят недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Опыт работы дошкольных организаций показывает, что элементы народной педагогики в воспитании и развитии детей активно используют все детские сады: это формы малого фольклора, народные игрушки, народные игры, народные танцы, народные праздники, декоративное творчество. Представления о народных традициях дошкольники в первую очередь получают через устное народное творчество и фольклор. С самого раннего детства дети слушают народные сказки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки. Через русские народные сказки дошкольники узнают об особенностях русской избы, о предметах обихода, о быте русского народа. В них дети узнают о добре и зле, учатся правдивости и честности. Пословицы и поговорки учат дошкольникам правилам и нормам, по которым живет русский народ, учат взаимоотношениям между людьми. Народные игры – отличное средство физического совершенствования и освоения обычаев время препровождения русского народа. Знакомство с народной игрушкой обогащает духовный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу. С помощью нее дети усваивает социальный опыт своего народа, колорит и многогранность культуры своего народа [1].

Весьма важны в формировании представлений дошкольников о народных традициях народные праздники и обряды. Именно здесь дошкольники могут понаблюдать за характерными особенности времен года, погодными изменениями, особенностями природного мира. В народных праздниках формируются представления детей о важных событиях (Масленица, Пасха, День Победы, День единства, День мира и труда). Народные и государственные праздники расширяют кругозор детей об истории и традициях народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры народа. На праздниках дошкольник может познакомиться с народными песнями и танцами, так как в большинстве случаев это один из основных элементов празднования. Ребенок может увидеть характерный народный костюм, народную утварь, избу и другие элементы народной культуры [3]. Приобщение к народным традициям через знакомство с народным декоративным творчеством своего народа. Знакомясь с городецкой, гжельской, хохломской росписью дети знакомятся с народными промыслами и с тем вкладом, которое внесло в мировую культуру национальное изобразительное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство доносит до детей лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного [4].

Л.В. Коломийченко отметил, что в результате приобщения дошкольников к народной культуре у детей сформированы знания и представления об избе, убранстве, особенностях строительства, о предметах обихода, о национальной одежде, игрушках, о промыслах, о народном творчестве, о народных праздниках. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, проявляется интерес к национальным традициям; ребенок к концу дошкольного возраста руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве; бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества [6]. Приобщение дошкольников к народной культуре имеет колоссальное педагогическое и воспитательное воздействие на личность ребенка. Об этом свидетельствуют взгляды Л.Н. Толстого, который выделил народную культуру, которая оказывает влияние на духовное и нравственное развитие.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и гордости за свою Родину. Педагогу важно обратить внимание на исторические факты, собранные краеведами, археологами и писателями, чтобы представить детям все многообразие, многозначность и парадоксальность исторического пути родной страны. Произведения прикладного творчества и национального изобразительного искусства являются источником не только нравственного развития, но и эстетического развития, у детей формируется уважительное отношение к труду, появляется восхищение мастерством человеческих рук [2]. Кроме того, народная культура обладает мощным потенциалом в эмоциональном развитии детей. Знакомство с произведениями народного творчества, народные игры и праздники вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, они испытывают массу положительных эмоций, на основе которых формируются более глубокие чувства радости, восхищения, восторга [9].

Таким образом, одна из основных задач педагога дошкольного учреждения – заложить фундамент в социокультурном развитии дошкольника. В это ему помогут народные традиции и народная культура. Приобщение к народным традициям осуществляется через русское народное творчество и фольклор. Это будет способствовать становлению национального самосознания, развитию патриотизма, гордости за свой народ; а также воспитанию дружеского отношения к другим национальностям.

Список литературы

  1. Арутюнов, С. А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. Москва: Директ-Медиа, 2014. 385 с. Текст: непосредственный.
  2. Семейно-бытовая культура / Д. И. Водзинский, А. И. Кочетов, К. А. Кулинкович [и др. ]; под ред. Д. И. Водзинского. Минск: Народная асвета, 1981. 255 с. Текст: непосредственный.
  3. Денисюк, Н. П. Национальное государство и интеграционные процессы / Н. П. Денисюк. Текст: непосредственный // Введение в государственное управление. Минск: Академия управления, 2017. С. 53–63.
  4. Ибрагимова, Л. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе: автореферат диссертации... доктора педагогических наук: 13. 00. 01 / Ибрагимова Лилия Ахматьяновна; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003. 40 с. Текст: непосредственный.
  5. Итс, Р. Ф. Введение в этнографию / Р. Ф. Итс. Ленинград: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. 168 с. Текст: непосредственный.
  6. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников: учебно-методическое пособие / Л. В. Коломийченко. Москва: ТЦ «Сфера», 2021. 160 с. Текст: непосредственный.
  7. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. Москва: Владос, 2010. 647 с. Текст: непосредственный.
  8. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва: Педагогика, 1984. Т. 4. 399 с. Текст: непосредственный.
  9. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. Москва: Политиздат, 1976. 216 с. Текст: непосредственный.
  10. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 томах / В. А. Сухомлинский. Москва: Педагогика, 1980. Т. 2. 383 с. Текст: непосредственный
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год