Приобщение детей к русской народной культуре и традициям. |
Фольклор | |||
Автор: Филонова Вера Анатольевна | |||
25.12.2022 20:18 | |||
Приобщение детей к русской народной культуре и традициям. Филонова В.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 п. Верховье», Верховский район, Орловская область Перед современной системой образования стоит задача приобщения нового поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение её в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Приобщению детей к истокам русской народной культуры уделяют внимание многие авторы. К.Д. Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Он считал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах А.П. Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики. Значение народного искусства для эстетического воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Ю.В. Максимов. О.Л. Князева и М.Д. Маханева разработали программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Значение народного искусства для эстетического воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Ю.В. Максимов.
Общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту, изжило себя. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передавать новому поколению. Целью работы по приобщению детей к русской народной культуре является формирование «базиса культуры» и воспитание уважительного отношения к памяти предков через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций. Работа ведется одновременно по трем направлениям: обогащение предметно – развивающей среды, работа с детьми и родителями. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству. Формированию необходимых умений педагога будет способствовать изучение различных видов народного творчества, чтение специальной литературы по истории, фольклору и культуре быта. В работе по приобщению детей к русской народной культуре и традициям целесообразно использовать следующие методы:
Для решения задачи приобщения детей к истокам русской народной культуры прежде всего в группе создается предметно – развивающая среда: оформление уголка старины «Русская изба» с предметами быта: печка, ухват, валёк, кочерга, чугун, прялка, самовар, решето. Первые посещения горницы детьми младшего дошкольного возраста посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, способами действия с ними. Дошкольникам даются понятия о редко употребляемых народных словах, их значение: чугунок, ухват, кочерга. Для старших детей подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. В работе с детьми особое внимание уделяется истории создания русского костюма. Дети получают знания о значении каждого элемента народного костюма, обогащается словарь детей новыми незнакомыми для них словами: кокошник, сорока, кафтан, зипун. Ещё одним способом решения задачи приобщения детей к истокам русской народной культуры являются виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Проводились виртуальные экскурсии в «Музей купеческого быта» в г. Космодемьянске, в «Музей деревянного зодчества Малые Корелы» в Архангельской области, тур по экспозиции Третьяковской галереи и т.д. Для формирования у дошкольников интереса к прошлому нашего народа возрождаем с детьми старшего возраста забытые календарные праздники: Рождество Христово (Святки), Масленицу, Пасху, Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос), Кузьминки (осенние посиделки). Развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества способствует игра в сказку. В процессе игры предлагаем детям пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. При отборе фольклорного материала учитываются возрастные возможности детей. Для детей младшего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большое место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомим с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения в мимике, жестах, интонациях способствует рассказывание сказок. Совместное рассказывание сказок побуждает детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизированные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх-драматизациях. Игра в сказку помогает ребёнку почувствовать себя героем, волшебником, развивает фантазию. Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом детей необходимо для организации индивидуальной работы с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребёнка. В игре-драматизации нельзя упускать из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок. Для реализации задуманного необходимо осуществлять гибкое руководство, постоянно ориентируясь на каждого ребёнка: поощрять поиск, не оставлять без внимания ни одно высказывание, внимательно относиться к ответам и рассуждениям. Не менее важным условием приобщения детей к истокам русской народной культуры является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Отношения с родителями строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки, взаимопомощи и тесного сотрудничества. Организация совместных мероприятий с родителями «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Осенние посиделки», «Русское гостеприимство», «Хлеб – всему голова», «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и многие другие пользуются особой популярностью, позволяют родителям стать активными участниками образовательного процесса и способствуют установлению тёплых и доверительных отношений. Совместно с родителями организуются выставки «Тряпичные куклы – обереги своими руками», «Пасхальная открытка». Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей «Богатырская наша сила», «Рождественские святки», «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Пришла Коляда — отворяй ворота», «Пасха в гости к нам пришла», «Троица». Результатом работы являются:
Таким образом, приобщение детей к русской народной культуре и традициям позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима, какими бы не было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народов. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Век стоит Русь — не качается! И века простоит не шелохнется! А преданье старины Забывать мы не должны
|