Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Всякому мила родная сторона»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73 комбинированного вида»
Авторы проекта:
- Лисовская Елена Ивановна старший воспитатель,
- Герасимова Марина Ивановна музыкальный руководитель,
Красноярск 2022
Аннотация:
В рамках реализации программы Развития МБДОУ «Юный горожанин», внедрили познавательно-творческий проект «Всякому мила родная сторона». Назрела необходимость систематизации работы ДОУ и семьи в этом вопросе и необходимости привлечения родителей, социальных партнеров, детей к подготовке и проведению совместных мероприятий по приобщению к народной культуре и русским народным традициям. Познание дошкольниками народной культуры, русского народного творчества, фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Скачать конспект
Описание проекта
Актуальность
«Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».
Д. С. Лихачев
Основной целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций. Забота о передаче подрастающему поколению житейского, духовного и педагогического опыта, накопленного поколениями.
Проблема: отсутствие у детей системных знаний об обычаях и традициях русской национальной культуры.
Направление проекта: воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к русским народным традициям.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, социальные партнеры.
Цель проекта: приобщение детей к русской национальной культуре через различные виды деятельности и творчества.
Задачи
Педагоги
|
Дети
|
Родители
|
Создать развивающее пространство для детской самореализации и приобщения к русской культуре.
Содействовать возникновению детской инициативы в творческой деятельности.
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которые дорожат своим прошлым как важнейшим достоянием.
|
Познакомить с русскими народными традициями, музыкой, фольклором, играми.
Создать условия для продуктивной деятельности.
Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря.
Развивать поисково-исследовательскую активность, раскрывать творческие способности детей.
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
|
Способствовать формированию чувства любви к родной земле, патриотизма, гордости за свое Отечество, уважения к традициям своего народа и людям труда (народным умельцам).
Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея. Расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
|
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта дошкольники получили представления об особенностях русской народной культуры. Приобщились уважать труд, с гордостью относиться к прошлому своего народа, понимать как искусство проникает в быт, украшает среду обитания. Знают основные русские народные традиции.
Педагоги
|
Дети
|
Родители
|
Расширили возможности для развития педагогического творчества.
Достигли образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик.
Создали предметно-развивающее пространство, способствующее развитию и приобщению детей к истокам русской национальной культуры и детского творчества.
Повысили уровень сплоченности коллектива ДОУ.
|
Дети проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.
Овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дети любознательные, активные, интересуются традициями и обычаями русского народа.
Используют в активной речи произведения фольклора.
|
Расширили свои возможности влиять на процессы культурного воспитания и детей.
Нормализовали психолого-педагогическую атмосферу и взаимопонимание.
|
Механизмы реализации проекта
Методы достижения цели и задач
|
Виды деятельности
|
Формы работы
|
Планирование, прогнозирование результатов.
Совместная работа.
Использование баннерной технологии, интерактивных выставок, мастер-классов.
|
Игровая
|
Народные (хороводные) игры, творческие игры. Моделирование.
Импровизационные игры-этюды, сказки-драматизации.
|
Коммуникативная
|
Беседы, интегрированные занятия, заучивание считалок, закличек, небылиц, потешек, поговорок. Совместные действия (сочинение сказок, небылиц). Литературные викторины.
|
Музыкально - художественная
|
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки, исполнительская деятельность.
|
Продуктивная
|
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (рисунки, поделки, атрибуты, костюмы, и др.). Выставки детских работ в детском саду. Выставки в мини-музее изделий декоративно –прикладного искусства. Создание лэпбука.
|
Познавательно - исследовательская
|
Создание русской избы, экскурсии в мини-музей «Русская изба», исследование и изготовление предметов народного быта, интегрированные занятия: «Истории семейных традиций», «Исследование изделий народного промысла и т. д. Решение проблемных игровых ситуаций, эксперименты.
|
Деятельность в рамках проекта
Для приобщения детей к русской национальной культуре предполагается работа по следующим направлениям:
1. Окружение ребёнка предметами и бытом русской национальной культуры.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы, так как именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка.
3. Проведение народных праздников и знакомство с их традициями. Формирование у детей представлений о народных праздниках: масленица, ярмарка, понимание сути праздника, его культурные особенности.
4. Включение мини-музея народного быта в образовательно-развивающее пространство ДОУ, что обогащает развивающую среду новым смыслом и знакомит дошкольников с историей русского быта.
5. Знакомство с народными играми. В которых ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений.
Методы реализации проекта
Наглядно-действенный метод
|
Словесно-образный метод
|
Практический метод
|
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, презентаций, фильмов;
-проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
-чтение художественной литературы воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
|
-чтение и обыгрывание литературных произведений;
-рассказы детей о своих впечатлениях;
-беседы с элементами диалога;
-проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, словесные игры и др.).
|
-организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
изготовление с детьми наглядных пособий, атрибутов к играм.
|
План реализации проекта
Этапы работы
|
Сроки
|
Содержание этапа
|
Участники проекта
|
Подготовительный
|
Февраль
|
Определение целей и задач проекта, состава творческой группы педагогов и родителей. Составление тематического плана.
Изучение литературы, отбор материала (книги, костюмы, игрушки, музыкальный репертуар и инструменты).
Подготовка оборудования, материалов.
Предварительная работа с родителями.
|
Педагоги, родители.
|
Основной
(реализация проекта)
|
Март
|
Беседы с детьми о народной культуре, промыслах, русских народных костюмах, музыкальных инструментах, фольклоре, играх.
Оформление фотоальбомов, музея «Русская изба», материалов для оформления групп, холлов ОП и музыкального зала.
Изготовление познавательных баннеров: «Енисейской губернии 200 лет», «Енисейская Сибирь».
Обогащение предметно-развивающей среды в группе: мини музей народной культуры.
Разучивание закличек, пословиц, поговорок, народных игр, песен, хороводов.
Драматизация сибирской легенды «О богатыре Енисее Байкале и дочери его Ангаре».
Проведение народных праздников и гуляний «Масленица широкая».
Изготовление поделок, рисунков.
Создание интерактивного развивающего пространства: «Лавка здоровья», «В гости к самовару», «Русские народные музыкальные инструменты».
|
Педагоги, дети, родители.
|
Заключительный
|
Апрель
|
Образовательное событие на улице «Весенняя ярмарка»: торговые ряды (сувениры, баранки, чай из самовара), мастер-классы «Народные умельцы», мастер класс реабилитационный центр «Радуга» - «Народная игрушка», фотозона «Маленький сибиряк», музыкально-игровая площадка «Русский хоровод», сольное выступление выпускника и родителя, игровая площадка «Мы богатыри», проведение беспроигрышной лотереи.
Выставка семейного творчества «Народная игрушка».
Выставка детских рисунков «Русские народные традиции».
|
Педагоги, дети родители, социальные партнеры КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга», выпускник ДОУ.
|
Рефлексивный
|
По окончании проекта
|
Оценка практической значимости.
Анализ эффективности взаимодействия.
Презентация опыта.
|
Педагоги, родители.
|
Ресурсы
Кадровые
|
Педагоги, дети и родители – активные полноправные участники, информационная поддержка проекта. Спонсорская помощь родителей в приобретении материалов для мастер-классов и сувениров, материалов для изготовления костюмов и декораций, помощь в поисках предметов старинного быта.
|
Материально-технические
|
Ноутбук, проектор, материал для детского творчества.
|
Информационные
|
Интернет-ресурсы, СМИ, социальные сети.
|
Оценка результатов реализации проекта
Проект «Всякому мила родная сторона» стал импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской культуре. Данный проект помог комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников и приобщения к русской культуре. Создание условий для совместной творческой деятельности, а так же сочетание индивидуального и коллективного творчества способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу, и способствует социализации ребенка. Совместное участие в творческих мероприятиях объединяет семью и наполняет ее новым содержанием.
Оценка эффективности проекта
По окончании проекта:
- В ДОУ создано развивающее пространство для детской самореализации.
- Дети любознательные, активные, интересуются традициями и обычаями русского народа, демонстрируют инициативу и самостоятельность.
- Дети и родители вовлечены в совместную познавательную, творческую и игровую деятельность.
Распространение результатов проекта
Формы распространения промежуточных результатов проекта
|
Предполагаемые формы распространения результатов проекта
|
Размещение промежуточных результатов реализации проекта – информационный стенд ДОУ, мессенджерах ДОУ.
|
Размещение материалов в СМИ, на сайте ДОУ, в социальных сетях.
|
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализовать данный проект в масштабе всего детского сада, привлекая социальных партнеров.
Устойчивость проекта
Возможны риски
|
Способы коррекции рисков
|
Пассивность и занятость родителей по отношению к участию в проекте.
|
Организация стимулирующих мероприятий для привлечения родителей к участию в проекте. Подбор комфортного времени и формата для взаимодействия.
|
Нежелание некоторых детей принимать активное участие в совместной деятельности- стеснительность, редкое посещение ДОУ.
|
Создание проблемных ситуаций и поиск новых решений для включения каждого ребенка в активную деятельность.
|
Бюджет проекта:не предусмотрен.
Литература:
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
2. Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду: программа: методические рекомендации: примерные сценарии тематического общения с детьми
3–7 лет/ И.И. Наседкина, Р. М. Абрамова. - М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт. – сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
|