Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Фольклор
Автор: Балеева Елена Александровна   
08.12.2022 20:59

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыИз опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Балеева Елена Александровна, воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия №4» городского округа Красногорск МО

Дошкольное детство — яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего невозможно воспитать полноценную личность. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование народного искусства и разнообразных видов художественной деятельности дошкольников. Исходя из этого, необходимо строить работу с детьми на основе «Трёх богатырей» народной культуры.

 

«Три богатыря» народной культуры:

  • Устное народное творчество: потешки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, загадки, героический эпос, сатирический фольклор (дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши).
  • Музыкальный фольклор: хороводные песни (игровые, плясовые), детские песни (пестушки, колыбельные, потешки), шуточные песни (частушки, небылицы, прибаутки), календарные (заклички, приговорки, трудовые, гадальные), хороводные игры, обрядовые игры, подвижные игры.
  • Декоративно — прикладное искусство: народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская и др.), посуда (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская), предметы быта (рушники, колыбельки др.).

Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми нужно использовать в интегрированной форме, как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности в различных моментах жизни детей (игра, прогулка, театрализованная и изобразительная деятельность, досуги и др.).

Для осуществления интегрированного подхода разнообразные виды народного искусства используются в трёх направлениях:

  1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (интерьер группы, музыкальное сопровождение деятельности детей, чтение, игры и т. д.).
  2. Включение народного искусства в содержание образовательной деятельности (знакомство с разными видами искусства, событиями, явлениями).
  3. Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.

Необходимо большое внимание уделять созданию развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере, например, организовать в детском саду мини – музей русского народного быта «Горенка», чтобы сделать процесс ознакомления детей с русской культурой интересным и увлекательным. Почетное место в «Горенке» должен занимать макет русской печи, имитированный под кирпичную кладку, ведь в старину говорили: «Без печи нет избы». Атмосферу старины поможет воссоздать домашняя утварь: деревянный стол, лавка, колыбелька для малыша, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами. Интерьер «Горенки» постоянен, могут меняться лишь отдельные декоративные элементы. Здесь ребята знакомятся с предметами народного быта, могут почувствовать себя приобщёнными к «преданьям старины глубокой». В группе в уголке художественно – эстетического развития необходима коллекция декоративно-прикладного искусства России: игрушки из глины — дымковская, филимоновская; деревянные каргопольские игрушки, матрёшки; предметы быта из Хохоломы, Городца, Гжели; куклы в русских народных костюмах, куклы из соломы, тряпичные куклы.

Начало ознакомления детей с русской культурой — наиболее значимый период. Работу нужно строить таким образом, чтобы дети дальше шли с удовольствием и желанием. Ознакомление детей с народной культурой лучше начинать в «Горенке», занятия проводить в русских народных костюмах, что позволит сразу познакомиться с одеждой русских людей.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Огромной любовью у детей, конечно, пользуется сказка, так как, в первую очередь, она воздействует на ребёнка эмоционально. Слушая сказку, дети получают представления о добре и зле. Сказка вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В процессе ознакомления со сказками, речь детей обогащается эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети всё чаще употребляют выражения из сказок: «красна девица», «добрый молодец», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках ребёнок познаёт правила общения, «нравственный кодекс» народа, знакомится с традициями.

Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью очень полезно разыгрывать сценки содержания пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, вместе с детьми разобраться, чему учит та или иная пословица. У детей обогащается речь за счёт включения пословиц и поговорок в игры — драматизации, сочинение сказок, в общение друг с другом.

О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки и колыбельные песенки с самого раннего возраста. Поэтому, в работе потешки необходимо включать не только в занятия, но и в свободную деятельность детей, использовать при организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво народные песенки, потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы, и поговорки, они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим миром.

Таким образом, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям.

Основной задачей по ознакомлению детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства является приобщение к разнообразным видам народной росписи. Показывая их красоту, своеобразие, возникает желание научиться воспроизводить узоры, созданные народными мастерами, а также создавать свои композиции на их основе. Знакомство с русским народным прикладным искусством необходимо начинать со знакомства с игрушками: матрешками, дымковской, филимоновской, каргопольской. Сама красота, яркость и привлекательность этих игрушек притягивают внимание детей с младшего возраста, постепенно подводя к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети играют и пытаются воссоздать сначала элемент росписи (волнистые линии, кружки, кольца), затем предмет игрушки (кокошник, фартук, юбка). В старшем дошкольном возрасте знакомство с игрушками следует начинать с истории её возникновения и сведений о мастерах. На последующих занятиях дети стараются сначала создать игрушку (лошадку, барышню, олешка, барашка, козлика), а затем её расписать. Дети получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами. Работа по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством выстраивается таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. Можно начать с оформления выставки посуды, на которой дети смогут посмотреть, потрогать посуду разных мастеров; можно предложить выбрать понравившийся предмет и рассказать о своем выборе. Выразительность росписи не оставляет пассивным никого из детей, а поэтому ребята выражают желание попробовать свои умения и расписать посуду. Изучив сочетания цветов в росписи, расположение элементов, дети трудятся над выбранной посудой с интересом и увлеченностью. Готовые работы детей оформляются в выставки, что еще больше развивает интерес и эмоциональную отзывчивость к русскому прикладному искусству.

Большой интерес дети проявляют к изготовлению книжек-малышек, создавая которые, иллюстрируют загадки, пословицы и поговорки, рисуют народные игрушки. Затем готовые книжки можно подарить малышам, обменяться друг с другом.

Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры используется игра. Ведь именно игра может сделать это вхождение желанным, занимательным, эмоционально окрашенным. Игровая культура России — одна из самых богатых в мире. Однако, русские народные игры, почти исчезли из детства, а ведь на них выросла вся Россия, и они тоже являются национальным богатством. Дети с интересом начинают осваивать новые для них игры, они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Наиболее любимы детьми игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеек», «Шёл козёл по лесу», «Горелки» и др. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры используются как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод-это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действия и хореографии. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей.

Различные виды народного искусства наиболее полно отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует целостности, законченности во всём. Поэтому необходимо использовать взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого. Так, на занятиях по декоративно-прикладному искусству использовать сказки, былины, потешки, народную музыку, на занятиях по рисованию предлагать детям изобразить потешки, используя определённый стиль народной росписи, а для активизации речевой деятельности детям предлагается составить загадки по своим рисункам. Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще, праздникам и обрядам необходимо отводить большое место в работе по приобщению детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. При планировании необходимо учитывать темы, посвящённые русской культуре, в соответствии с народным календарём. Изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через различные занятия: речевые, познавательные, музыкальные, художественно — продуктивные, в ходе которых дети знакомятся с историей, обычаями, бытом народа и с помощью фольклора усваивают этические и эстетические нормы. Начиная со средней группы, нужно знакомить детей с обрядовыми календарными праздниками: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Такие праздники вносят радость и духовную красоту в жизнь детей. Для установления партнёрских отношений, общности интересов детей и родителей необходимо практиковать в своей работе проведение совместных посиделок, народных праздников.

Дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают её секреты, приобретают новые знания о жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети становятся более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность. Все это важно и необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год