Конспект организованной образовательной деятельности «Колокола России» |
Фольклор | |||
Автор: Шейбак Ирина Николаевна | |||
08.12.2022 18:20 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности «Колокола России» (подготовительная группа) Подготовила и провела Шейбак Ирина Николаевна, воспитатель МБОУ «Нахабинская гимназия № 4» городского округа Красногорск МО Цель: приобщение к истокам русской народной культуры. Задачи:
Предварительная работа:
Ход занятия: Звучит песня «Россия» (муз. В.Антонова). Дети входят в зал и танцуют. Колокольный перезвон Ребёнок: Колокольный перезвон? Слышен он со всех сторон! Что случилось? Не пойму! Может это не к добру? Ребёнок: Что вы, что вы – этот звон Нам напомнил об одном Колокольный перезвон… Слышен он со всех сторон Весь народ к себе зовёт, Он добро нам всем несёт! Звучит колокольный перезвон. Воспитатель: Существует легенда, что когда-то давным-давно, еще в конце 4 века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра они издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла (слайд 1). Танец с колокольчиками (Вальс колокольчиков, автор неизвестен) Ребёнок: Колокола, колокольчики, бубенчики, бубенцы. Они на Руси издавна и повсюду. Ребёнок: Любила Русь колокольный звон. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники. Ребёнок: Появился первый колокол в 10 веке, более 1000 лет назад. Слово «колокол» означает — зов, шум, крики. Ребёнок: Колокола стали символом державы и мощи духа русского человека. Ребёнок: Колокола оповещали о пожарах и нападении врагов. Ребёнок: Колокола делали в Москве, Новгороде, изготовляли их в пушечных мастерских! Великий мастер Борис положил начало литью колоколов в России. Литьё колоколов считалось почётным делом, но очень трудным. Для изготовления колоколов использовали медь, олово, добавляли серебро для лучшего звучания. Отсюда и выражение «Серебряный звон». А ещё доказано учёными, что во время звучания колокола воздух действительно становится чище и здоровее. Ребёнок: Для изготовления колокола готовили яму, обкладывали ее кирпичом и внутри устраивали печь для обжигания формы. В эту форму заливали колокольную медь. Поднимали колокол, обвязав его веревками. Ребёнок: Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него, из какого материала он сделан, его формы и веса. Дети (хором): Колокольчик нам поет, Поиграть он нас зовет. Колокольчик звонкий, Голосочек тонкий, Зазвени скорее Да повеселее! (слайд 2) Игра с колокольчиком (муз. укр. нар. «Катерина»). Воспитатель: Самый большой колокол – Царь- колокол (слайд 3), он весит 204 тонны, высота 6 метров, его отлили в первые годы царствования Петра1. Над ним трудился русский мастер Иван Маторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, от резких перепадов температуры, колокол дал 11 трещин, и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя, и он стал никому не нужен. Пробыв в земле 103 года, он был поднят на поверхность и поставлен на пьедестал. И теперь Царь-колокол находится в Кремле — никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Ребёнок: Царем тебя совсем не зря назвали, Вот только песню людям ты не спел… Стоишь ты здесь, ни разу не запевший, — Поют тебе на все лады ветра; Стоишь, как памятник всем колокольным песням И не царям, — мастеровым рукам! Воспитатель: Для Храма Христа Спасителя было отлито 14 колоколов. Самый большой «Торжественный» (слайд 4). Воспитатель: Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большие колокола «Сысой» (слайд 5) и «Полиелейный» (слайд 6), затем колокол «Лебедь» (слайд 7). На звоннице всего 13 колоколов (слайд 8). Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели. Звучат ростовские звоны. Ребёнок: С колоколами были связаны различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочно распускали ложный слух, чтобы молва расходилась, от села к селу; от города к городу. Считалось, что чем дальше распространится звук, тем сильнее будет гудеть колокол. Ребёнок: Было и дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе, тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя нехороших новостей. Ребёнок: На колокольный звон шёл к людям заблудившийся путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу и беду. Ребёнок: Во время народного гуляния в их весёлый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Танец-пляска (обр. рус. нар. песен) (слайд 9) Ребёнок: Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик — веселее и не собьешься с пути в пургу. Летишь, а вокруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки. Вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг! (Слайд 10) Танец «Тройка» (муз. Т.Филиппенко) Воспитатель: А какие веселые игры были с колокольчиками! Игра «Ищи колокольчик» (муз. рус. нар.) (слайд 11) Ребёнок: Путь он кроха и юнец, Колокол – его отец - Музыкальный инструмент Нужный всем в любой момент. Колокольчик хрупок, статен. Не подумаешь, что он Царю – колоколу братец. А как только заиграет, Перезвон со всех сторон. Ну, ребята, мы покажем, Что способен делать он! Оркестр (муз. рус. нар.) (слайд 12) Воспитатель: Колокол — это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. Один из них А.С. Пушкин. Ребёнок: Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. Ребёнок: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! Воспитатель: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных пословиц, поговорок, загадок… Какие вы знаете пословицы, поговорки? (Слайд13) Дети: Первый звон – пропадай мой сон. Другой звон – земной поклон. Третий звон – из дома вон. Слышал звон, да не знают, где он. Хлеба— соли покушать, красного звона послушать. Славится Москва невестами, колоколами да калачами. Потому звон громок, что пуст внутри. Воспитатель: А кто загадает загадку? Ребёнок: Сидит петух на воротах Косы до полу, Голос до небу (колокол). Звучат колокольные звоны. Ребёнок: Русь во все века в колоколах И звенит с заката до рассвета. В «вечевых», «разгонных», «вещунах» — В каждом звоне есть своя примета. Им встречали дорогих гостей, Возвещали свадьбы, смерти, казни, Был помощником он всех царей «Ратный», «вестовой», Всё время разный. Ребёнок: Громко колокол поёт. В колокольнях он живёт. Людям музыка его Ближе и родней всего. Звучит песня «Купола, купола, купола…» (муз. С.Никитина) (слайд 14) Дети танцуют и дарят гостям сувениры-колокольчики. Воспитатель: Колокольчик приносит в дом радость и веселье. Это талисман хорошего настроения. Мы вам желаем получать только хорошие вести и дарим вам от всей души наши колокольчики. Песня «Россия» (муз. В. Чащиной). Исполняют дети (слайд-шоу) Дети уходят в группу, где их ждут вкусные и сладкие «колокольчики» — груши.
|