Детский фольклор в дошкольном образовательном учреждении. |
Фольклор | |||
Автор: Коломейцева Ангелина Рафиковна | |||
04.12.2022 07:23 | |||
Детский фольклор в дошкольном образовательном учреждении. Коломейцева Ангелина Рафиковна музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 14 «Подснежник» г. Ступино Московской области В настоящее время всё актуальней становится проблема приобщения детей дошкольного возраста к фольклорным традициям, в особенности к традициям своего народа, к культуре своего края. Многие люди старшего возраста называют подрастающее поколение «Иванами – не помнящими родства». Сегодня мы с грустью осознаём смысл этого высказывания. Фольклор, как система знаний и навыков воспитания дошкольников посредством народного творчества складывался столетиями. Народная педагогика собрала самое характерное, что есть нравственных и духовных основах народа, в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях. Осознание и применение этого опыта является основой нормального развития современного общества. В связи с этим особое значение в современном дошкольном воспитании приобретает обращение к народной педагогике, к детскому фольклору.
Детский фольклор вобрал в себя материал из разных источников: это народные костюмы, народные промыслы, песни, сказки, праздники и многое другое. Дошкольники разных возрастов отдают предпочтение разным средствам фольклора. Например, детям ясельного и младшего возраста нравятся песенки-потешки с помощью пальчиков ( «Сорока-сорока», «Ладушки», «Мышка-норушка»), игра на шумовых инструментах (палочках, тарелочках, молоточках и т.д.). Дети старших групп предпочтение отдают дразнилкам, небылицам, частушкам, играм-хороводам. Дошкольники очень любят игры, песни, в которых сюжет превращается в маленький спектакль. Примечательна в этом плане песня «Где был, Иванушка?». Её разучивание начинается с распределения ролей. При этом обращается внимание на манеру поведения персонажей, их характер и движения. Также целесообразно использовать музыкальные инструменты (колотушки, ложки, трещотки) и народные костюмы, атрибуты. Сама инсценировка народной песни выглядит следующим образом. Дети выходят пружинящим шагом. Первым заходит Иванушка, за ним парами идут дети: сначала 2 гармониста, за ними девочки. Дети выстраиваются полукругом. 1. Где был, Иванушка? (Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.) На ярмарке. (Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс). Что купил, Иванушка? (Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.) Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку движением согнутых локтей рук вперёд-назад. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс) Припев: Курочка по сеничкам (Девочки стучат ложками четверными долями) Зернышки клюет. (Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево, большие пальцы рук заложены на пояс) 2. Где был, Иванушка? (Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны) В горенке. (Ставят кулачки на пояс) Что купил, Иванушка? Уточку. (Поет Иванушка, показывая уточку волнообразным движением руки справа-налево) Музыка припева повторяется, Иванушка пружинящим шагом идет по кругу, широк раскрыв руки в стороны. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп, одновременно поднимая руки в стороны — верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу. Девочки стучат ложками (16 раз четвертными долями) В запевах второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения запева первого куплета. Уточка по лужице плывёт (Девочки делают скользящие движения ложкой об ложку) А барашек в садике (Дети стучат ложками по коленкам) Травушку жует, Коровушка деткам (Стучат ложками то справа, то слева от себя) Молочко дает. Музыкальный проигрыш для Иванушки звучит всегда после слов: «Иванушка в горенке песенки поет». В воспитании и развитии детей – дошкольников особую роль играют праздники на фольклорной основе. Проведение развлечений и праздников способствуют активизации вниманию, мышлению и памяти. Досуговая деятельность на фольклорной основе помогает решению психокоррекционных задач (преодоления замкнутости, помощь в устранении сложности в общении и др.). Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений. При подборе материала для праздника следует выбирать доступные и понятные тексты, песни и стихи. Наиболее используемые праздники в дошкольных учреждениях: «Осенины», «Рождество», «Святки, «Пасха», «Масленица», «Яблочный спас». Каждый из них имеет свою тематику и цель. У каждого праздника своя атрибутика и декорация. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового телом и духом.
|