Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Фольклор
Автор: Бакина Елена Валентиновна   
06.12.2022 22:11

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВНАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

 

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным. Это противостояние и олицетворяет борьбу добра и зла.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста:

  • сравнение содержания двух или трех сказок
  • сравнение характеров героев двух или трех сказок
  • рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение
  • придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки
  • моделирование сказочного сюжета
  • изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок
  • проведение литературных викторин
  • оформление вернисажа «Мои любимые сказки».

Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала.

Принципы подбора сказок:

  • сказки не должны слишком длинными
  • главными героями сказки должны быть дети (но не обязательно сверстники)
  • в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;
  • главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Разные сказки формируют разные качества толерантной личности:

  • терпимость ( «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • доброта ( «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок» «Дюймовочка»),
  • смелость ( «Гуси- лебеди»)
  • настойчивость ( «Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»),, -находчивость ( «Сивка-бурка)
  • смекалка ( «Волк и семеро козлят»).

Подводя итог всему вышесказанному, несколько примеров:

  • в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти,
  • в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё — любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.
  • в сказке И.Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность — они тоже люди.
  • сказка «Репка» — это сказка про дружную совместную работу.
  • сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество.... Но, не смотря на это, он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.

Сказка учит:

  • мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые персонажи всегда получают по заслугам. — не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Г ероя в беде.
  • хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
  • нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по- прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год