НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
Фольклор | |||
Автор: Бакина Елена Валентиновна | |||
06.12.2022 22:11 | |||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным. Это противостояние и олицетворяет борьбу добра и зла. В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
Наиболее сложным этапом в формировании толерантности у дошкольников через использование фольклора, считаем подбор необходимого литературно-художественного материала. Принципы подбора сказок:
Разные сказки формируют разные качества толерантной личности:
Подводя итог всему вышесказанному, несколько примеров:
Сказка учит:
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению. В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по- прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
|