РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. |
Фольклор | |||
Автор: Романова Любовь Владимировна Милюхина Светлана Леонидовна | |||
29.11.2022 23:03 | |||
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Фольклор – устное народное творчество, которое передаваясь из уст в уста, меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк» интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни. Существует огромное количество потешек на все случаи. При умывании: Водичка-водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок.
При кормлении: Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком.
Перед сном: Баю-баю-байки, Прилетели чайки. Стали крыльями махать, Нашу Катю усыплять. При одевании на прогулку:
Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький.
На прогулке:
Большие ножки шли по дорожке: Топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ.
Потешки-развлекалки: Чики — чики — чикалочки Едет Костя на палочке, Люба на тележке, щёлкает орешки. (посадите малыша на свою ногу и качайте его)
Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки! Едет Настя на подушке! На подушечке верхом! Бух с подушки кувырком!
Ладушки — ладушки, испекли оладушки На окно поставили — остывать оставили. Остынут поедим и воробушкам дадим Все оладушки съели, кыш-кыш полетели. На головку (имя малыша) сели. Потешки-утешалки: А кокля- мокля, глазоньки промокли Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.
Кто тут плачет ой -ой — ой! Говорят сынишка мой! Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите. Улыбается уже — посмотрите! Воспитатели: Романова Л.В. Милюхина С.Л.
|