Русская глиняная игрушка как средство коммуникации и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья |
Фольклор | |||
Автор: Бахтигареева Наталия Юрьевна Рязанова Марина Вячеславовна | |||
18.11.2022 06:37 | |||
Русская глиняная игрушка как средство коммуникации и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Бахтигареева Н.Ю., Рязанова М.В. МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город», г. Тамбов, Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, игрушка, социализация, коммуникация Жизненно важную роль для полноценного и гармоничного психофизического развития человека играет умение общаться. Когда у ребенка недостаточно сформирована речевая коммуникация, отсутствует связная речь, он не может свободно обратиться или соответствующим образом ответить другому человеку, не может развивать уже установившиеся контакты, это вызывает у него чувство неполноценности, страх речи и постоянные переживания, тревожность и обидчивость. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности ребенка и способствует формированию у него своеобразных психологических и патопсихологических черт. К тому же, нарушения речевого развития влекут за собой отклонения не только в речевой, но и в двигательной, психической сферах, что в свою очередь, приводит к неустойчивому вниманию, снижению объема зрительной и слуховой памяти, отсутствию усидчивости, плохой ориентировке в пространстве и времени. Поэтому очень важно понять, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. Необходимо использовать другие методы коммуникации, когда ребенок может поделиться своими симпатиями, впечатлениями, переживаниями еще до появления речи, а использование языка последует за ними.
Для эффективного решения задач по преодолению переживаний в жизни детей с нарушениями в развитии, огромное значение имеют занятия прикладной, творческой направленности. Это своего рода альтернативные и дополнительные средства коммуникации, которые позволяют быстрее социально адаптироваться, снизить тревожность и проявления агрессивного и социально неприемлемого поведения, способствуют развитию произвольности и игры, а также гармоничному развитию личности в целом. Фундаментом помощи детям с ОВЗ в коммуникации и общении, на наш взгляд, является русская глиняная игрушка. Она близка по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа) и поэтому понятна ему. Любые сюжеты — будь то петушок или лошадка, отражаются условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, излишней детализации, но сохраняется целостность, законченность образа. Кроме того, в глиняной игрушке сочетаются искусство пластики и живописи. Она имеет свои характерные черты и неповторимые особенности. Уже с первых минут вовлечения в процесс продуктивной творческой деятельности у детей уходит чувство страха. Рассматривание образцов глиняных игрушек формирует у них способность тактильно-зрительного обследования предмета, при котором выполняются ощупывающие движения объекта, обследования объемной формы, анализ образа. Работа над созданием собственной игрушки — вызывает неподдельный интерес наших воспитанников и эмоциональный подъем. Лепка требует большой внимательности и стараний от ребенка, а значит ему нужно больше думать и запоминать, тренировать свою память и координацию движений. Роспись игрушки — дает возможность всякий раз импровизировать, создавать свои собственные неповторимые узоры, сочетающие в себе простые, доступные элементы (круги, полоски, кольца, точки, штрихи). При этом у детей закрепляются определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Создание народной игрушки позволяет зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире, формирует целостное мировоззрение. Дети проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений как в прикладном творчестве, так и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания с другими. Сейчас достаточно много разнообразных пластических материалов: скульптурный пластилин, соленое тесто, глина, масса для лепки, каждый ребенок имеет возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал и поэкспериментировать. Как только ребенок сжал в руке кусочек глины, начинается его преображение в «Я-художник»! Например, простейшие свистульки лепятся совсем так, как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Остается вылепить головку. Вытяни морду — получится конь. Приделай рога — олень, коза или баран. [5] Процесс работы сопровождается общением взрослого и ребенка, пояснениями вперемешку со сказкой, с игрой. Так игрушка выполняет свою главную коммуникативную функцию — социализацию ребенка. Взаимодействие с окружающими наиболее полно осуществляется именно в игровой деятельности, и прежде всего в играх с народными игрушками. Беря на себя определенную роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии он может проецировать и на социальное поведение, взаимодействие со своим окружением. [3] В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства полезно предоставлять ребенку несколько лишних минут на выполнение поставленных задач. Иногда ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий. Как писал Н.Д. Бартрам — известный исследователь игрушки, ученый, педагог: «Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им. Это позволит ему проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор. Обучающиеся с ОВЗ — это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. [1] Вовлекая детей в занятия декоративно-прикладным творчеством необходимо:
И, конечно, нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. С этой целью целесообразно использовать некоторые релаксационные игры, пальчиковые упражнения, метод физической помощи «рука в руке», когда взрослый помогает ребенку, стоя позади него, направляя и координируя его движения. Это дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему [2]. Лепка и роспись напрямую связаны с важнейшими психическими функциями: зрением, слухом, речью, мышлением, двигательной координацией, соединяют их и тем самым способствуют всестороннему развитию ребенка. Поэтому русская народная глиняная игрушка выступает в роли важного информационного и коммуникативного канала. Каждое занятие — это игра, сказка, импровизация, путешествие, где присутствует атмосфера радости, психологический комфорт. Очень важно вдохновить, заинтересовать ребенка, вызвать желание творить, ведь в дошкольном возрасте у детей прямая потребность образно выразить свои впечатления от этого мира. Русская глиняная игрушка в этом первый помощник. Литература:
|