РОЛЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ |
Фольклор | |||
Автор: Фатхуллина Гульназ Пергалиевна | |||
15.11.2022 06:14 | |||
РОЛЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ «Народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития...» К. Д. Ушинский Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему — добрых традиций своего народа, сбережение и закрепление духовного навыка прошлых поколений. На современном этапе развития дошкольного образования одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей является включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности, которые основаны на материале народного творчества. Занятия декоративным рисованием и ознакомление с народными промыслами могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские игрушки жизнерадостные, веселые, они радуют глаз, поднимают настроение. Игрушки из села Дымково просты, выразительны. Дымковская игрушка — богатый ключ художественного становления дошкольников. Работая над игрушкой, дети познают процесс ее изготовления, знакомятся с приемами декорирования. Для того, чтобы дети лучше научились узнавать дымковскую игрушку по ее форме и характеру росписи в совместной деятельности используем дидактические игры: «Ярмарка игрушек», «Третий лишний», «Собери узор», читаем энциклопедии о народных мастерах, рассматриваем иллюстрации с изображением процесса изготовления игрушек. И сегодня мы проводим занятие лепку по теме: «Олешек». Занятие в старшей группе Лепка «Олешек» по мотивам дымковских игрушек Задачи:
Предварительная работа: Беседа с детьми по теме народные игрушки, рассматривание картин, альбомов и дымковскую игрушку – олешка. Материал:
Вступительная часть: На столе стоят дымковские игрушки. Так же на доске находятся картины с изображением дымковских народных игрушки (среди них картина с изображением олешки). Воспитатель: Ребята, обратите внимание какие интересные игрушки находятся перед вами. Воспитатель читает стихотворение: Приготовьте, детки, ушки. Это интересно знать: Это вятские игрушки, словно радуга весной: Рядом барышня – красотка, подбоченившись, стоит; Знает промысел народный вся страна и целый мир; Воспитатель: Ребята, как вы думаете в чем красота этих игрушек? (ответы детей: они яркие, веселые, интересные, с ними хочется играть и т.д.) Воспитатель: Сегодня расскажу о дымковской игрушке, которая зародилась много – много лет назад в слободе Дымково, вблизи города Вятка. Эти игрушки лепили и расписывали только женщины и дети всю зиму, когда не было работы в поле. Их лепили из красной глины и обжигали в русской печи, затем белили мелом и расписывали яркими красками. А потом возили на ярмарку. Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей: рынок, базар где продают и покупают всякие вещи и т.д.) Какие только не лепили игрушки: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, барышень, кавалеров. Посмотрите, какие узоры: они состоят из клеток, полосок, кругов и крупных пятен. Игрушки все яркие. Воспитатель: Скажите, каких цвета преобладают? (ответы детей: красный, желтый, синий и зелёный). Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам побыть мастерами дымковских игрушек и слепить игрушку «Олешек». Практическая часть: Сначала раскатываем две колбаски. Одну — по толще и длиннее. Это будет туловище и ноги. Другую – по тоньше и покрепче. Это шея и голова. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон, затем выгибаем её. Ножкам придаем округлую форму. Берём тонкую колбаску, прикрепляем к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка. На голове делаем два треугольных ушка методом общипывания. Делаем рожки, раскатываем колбаску, сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу. Дети заканчивают работу, вытирают руки и ставят поделку на подставку. А после занятия организовываем выставку совместных работ. Ключевое значение широкого применения народного декоративного искусства в детском саду — это воспитание чувства любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.
|