Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». |
Фольклор | |||
Автор: Гузеева Алина Андреевна Решетникова Кристина Николаевна | |||
30.07.2022 12:29 | |||
Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям в младшем возрасте, свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Русское народное творчество способствует: развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Основной акцент хотелось бы уделить на потешки, прибаутки и колыбельные песни. Потешки это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка — потягивание со сна, одевание и т. д. Например потешка для кормления и умывания «Зайка начал умываться Вымыл ухо Потешка во время одевания раздевания Раз, два, три, четыре, пять — Наденем на ножки Потешка на сон «Тишина у пруда, И так далее. Прибаутки- это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог. Например: Петя-Петя-Петушок, Купил себе сапожки, А за ним комарики на воздушном шарике, Едут и смеются, и пряники жуют! Колыбельные песни, по мнению народа «спутник детства». Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Так же позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
|