Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическое пособие «Кукла народов России».
Фольклор
Автор: Булдакова Марина Викторовна Зернова Светлана Владимировна   
20.07.2022 23:14

Дидактическое пособие «Кукла народов России».Дидактическое пособие «Кукла народов России».

Булдакова Марина Викторовна, Зернова Светлана Владимировна, воспитатели, МАДОУ «Детский сад №75» город Череповец.

Россия — многонациональная страна, в ней проживает более ста девяносто народов. 2022 год назван годом культурного наследия народов России. Он проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".

Скачать конспект

В настоящее время знакомство дошкольников с традициями, культурой, особенностями костюма народов России становится особенно актуальным. Сегодня представления современных выпускников детского сада о народах, населяющих Россию отрывочны и поверхностны. Причинами данной проблемы можно назвать следующие факторы:

  • в детском саду недостаточно внимания уделяется знакомству детей с народными костюмами, традициями
  • отсутствие разнообразия методической литературы и наглядных пособий по этому направлению.

Для решения данной проблемы совместно с родителями мы изготовили дидактическое пособие «Кукла народов России», которое представляет собой куклу с набором костюмов народов нашей страны. Мы выбрали самые яркие и противоположные по оформлению костюмы, чтобы показать уникальность каждого народа, его самобытность. Вместе с тем, данное пособие помогает нам подвести детей к осознанию того, что для всех этих народов много объединяющих факторов: одна страна — Россия, общие праздники, традиции.

Дидактическое пособие помогает нам реализовать следующую цель: формирование целостной картины мира через расширение представлений детей о разнообразии национальных костюмов народов России. Использование куклы в образовательной деятельности способствует реализации важных задач.

Задачи образовательные:

  • формировать представления детей об особенностях русского народного костюма, марийского, башкирского, чукотского, тувинского
  • уточнить представления о том, что Россия — огромная многонациональная страна
  • способствовать формированию у детей понимания собственной принадлежности к многонациональному народу, причастности к продолжению обычаев и традиций
  • обогащать словарь детей через знакомство с названиями элементов одежды народов России.

Задачи развивающие:

  • развивать познавательный интерес и любознательность
  • развивать речь и сенсорные эталоны (зрительное восприятие, определение национальных костюмов по названию, форме, величине и цвету его основных деталей)
  • развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей (наблюдение, исследование, анализ отличительных особенностей национальных костюмов народов России).

Задачи воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости и уважение к культуре, обычаям и традициям народов нашей многонациональной страны.

Пособие помогает педагогу решить важную задачу воспитания у подрастающего поколения чувства дружбы к другим народам. Беседуя с детьми на тему взаимоотношений между разными народами, мы используем народную мудрость — пословицы. Во время бесед можно обсудить с детьми следующие пословицы:

  • Сила народа — в единстве.
  • Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.
  • В каком народе живешь, того и обычая держись.

Дидактическая пособие «Кукла народов России» адресовано детям 5-7 лет. Знакомство с отличительными особенностями национальных костюмов может проходить в рамках тематических недель: «Мой город, моя страна, моя планета», «День народного единства», «Народная культура и традиции», в дальнейшем работа с пособием продолжается в течение всего учебного года. Кроме того, предусматривается проведение интегрированных занятий в содружестве с другими участниками педагогического процесса — музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Презентовать куклу в новом национальном костюме можно под народную музыку соответствующего региона России. Песенный репертуар (народные песни) предварительно могут быть разучены на музыкальных занятиях. На физкультурных занятиях, развлечениях дети могут познакомиться с народными играми того или иного региона России. Знакомство с культурным и историческим наследием нашего народа происходит на непосредственно образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию, а также в совместной деятельности детей и взрослых.

Рекомендации по использованию дидактического пособия.

Знакомство с куклой (одним костюмом) может проходить поэтапно.

Этапы:

  1. Внесение куклы, рассматривание наряда, рассказ педагога об истории народа, особенностях женского костюма. Об особенностях мужского костюма педагог может рассказать с использованием дополнительного наглядного материала. Во время рассказа особое внимание воспитатель обращает на название элементов одежды у разных народов. В русском костюме этими элементами становятся пояс-оберег, кокошник, косоворотка, в башкирском костюме-кулдэк (рубаха-платье), кашмау (головной убор), в чукотском-куртка-кухлянка, в тувинском-тон (халат), берт (головной убор). Детям интересны новые слова, например, дошка — узел, который сплетен из тонкого шнура на головном уборе тувинского костюма, символ счастья. Шима́кш — старинный марийский головной убор замужних женщин, а нашим детям он показался похожим на елочку.
  2. Закрепление знаний детей о костюме.

Может быть проведено в форме викторины (вопрос-ответ), беседы, различных игр, где дети закрепляют названия элементов одежды, особенности костюма.

Примерные вопросы:

  • Понравился ли вам наряд куклы? Что особенно понравилось?
  • Какие новые слова (название одежды) вы услышали? Что они означают?
  • Что похожего есть в костюме этого народа и в русском народном костюме?

3. Знакомство с фольклором народа. Кукла приносит сказку своего народа, дети знакомятся и беседуют по ее содержанию. Соблюдение всех этапов помогает детям создать целостный образ о конкретном народе России, а включение фольклора (сказок, пословиц) делает знакомство с куклой запоминающимся и интересным.

Знакомство с костюмами проходит в игровой форме. Выбор такой формы обусловлен тем, что в дошкольном возрасте ведущей остается игровая деятельность, которая, безусловно, интересна детям. Игра помогает закрепить знания детей об истории костюма, его элементах, традициях, обычаях народа. При организации совместной деятельности возможно чередование взаимодействия детей (работа в подгруппах и групповая), что способствуют позитивной социализации детей в коллективе.

Дидактическая игра «Найди свою группу». Дидактическая игра «Найди свою группу» позволяет расширить рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении учебных заданий, настраивает детей на коллективную поисковую деятельность. Дети двигаются согласно правилам игры, активно общаются и взаимодействуют, отстаивают свою точку зрения. Детям предлагается взять по одной вещи из предложенных элементов одежды. Необходимо собраться в группы, чтобы в каждой группе были элементы того или иного костюма, определить чей это костюм. Чья команда быстрее соберется, той предоставляется первой возможность нарядить куклу в угаданный национальный костюм.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Педагог или ребенок дает описание элемента одежды того или иного костюма, дети угадывают, кому принадлежит этот наряд. Далее предлагается нарядить куклу в этот костюм.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Педагог или ребенок выкладывает серию элементов одежды перед детьми, дети называют лишний, угадывают, чей костюм. Вариант первый: педагог наряжает куклу, заведомо меняя один из элементов костюма на элемент другой народности. Дети находят ошибку.

Вариант второй: педагог называет элементы одежды, дети угадывают что лишнее.

Например, керкер, куртка-кухлянка, балахон, ыштан. Что лишнее? (ыштан- штаны-шаровары башкирского костюма, а остальное — элементы чукотского костюма)

Дидактическая игра «Подбери одежду».

Педагог указывает на карте место проживания народа, называет его, например, Республика Тува, дети подбирают элементы костюма, наряжают куклу в марийский костюм.

При ознакомлении детей с костюмами народов России можно использовать такую форму работы, как мастер-класс. На мастер-классе дети изготавливают украшения из бисера для чукотского костюма, ободки на голову для русского костюма, пояса. Изготовленные элементы одежды дети могут примерить на себя или на куклу, в дальнейшем используются детьми в самостоятельной деятельности. Проводить мастер-класс могут и педагоги, и родители, и подготовленные дети (мастера).

Еще одной интересной формой знакомства с традициями, культурой разных народов может стать вечер сказок народов России. Рядом с куклой в определенном костюме, появляется конверт с новой сказкой. Это могут быть марийская сказка «Добро лечит», башкирская сказка «Лентяйка», тувинская сказка «Золотая птичка», чукотская сказка «Как евражка и медведь норами менялись», русская народная сказка «Хвосты».

Систематическое и последовательное включение в образовательную деятельность дидактического пособия «Кукла народов России» способствует развитию у детей устойчивого познавательного интереса и любознательности. Дети становятся более самостоятельными в поиске ответов на вопросы, делают простейшие умозаключения. У дошкольников формируются представления о костюмах народов России, некоторых традициях, особенностях культуры народов. Использование пособия в игровой, познавательной, коммуникативной и самостоятельной деятельности детей способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за наш народ. Дети начинают понимать, что каждый народ приносит в культуру свое, и каждое его достижение является общим для всего человечества.

Список используемой литературы:

  • Вохринцева С. Методическое пособие для педагогов и родителей «Национальные костюмы народов России», Издательство «Страна фантазий», 2003
  • Рылеева Е. 10 игр для социализации дошкольников, М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015. 102 с.

Приложение.

Дидактическое пособие «Кукла народов России»: русский народный, марийский, тувинский, башкирский, чукотский национальные костюмы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год