Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Русская народная игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Фольклор
Автор: Секишева Ирина Викторовна, Гринчук Юлия Станиславовна, Халявина Татьяна Николаевна   
02.07.2022 21:33

«Русская народная игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»«Русская народная игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

  • Секишева Ирина Викторовна Старший воспитатель,
  • Гринчук Юлия Станиславовна Музыкальный руководитель,
  • Халявина Татьяна Николаевна Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54», г. Курск

«Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у другого народа».
К.Д. Ушинский

Скачать конспект

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. В современном обществе, к сожалению, духовные ценности уступают материальным, поэтому у детей сложились искаженные представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Воспитание нравственной личности во все времена являлось значимой проблемой человечества. Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что народная подвижная игра – незаменимое средство формирования у ребенка ценных морально-волевых качеств, интереса к русскому народному наследию. К проблеме нравственного развития личности неоднократно обращались исследователи в области педагогики, психологии, социологии и др. Наибольшее отражение она нашла в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Е.А. Аркина, П.П. Блонского, Н.И. Иорданского, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевича, В.Н. Сорока-Росинского и др.

Всем нам хорошо известно, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. В народной педагогике посредством организации игровой деятельности молодому поколению передавались сложившиеся на протяжении веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Детская среда всегда являлась мощным фактором взаимного воспитания детей, где применялись меры педагогического воздействия, стимулирования творческой активности и самодеятельности. В процессе труда, игр, песен, плясок дети вступали в разнообразные взаимоотношения. Игры основывались на этических воззрениях участников, выполнялись при соблюдении определенных правил. В деревне не формировалось строго одновозрастных групп, поскольку обязанностью старших детей было присматривать за младшими. Это формировало определенную нравственную атмосферу: «ведь старших боятся, а маленьких стыдятся». В народной игре все участники равноправны, а слабый всегда может победить сильного за счет ловкости, хитрости, удачливости. В игре формировалось детское право – справедливость разрешения спора путем жребия. Именно в играх ребенок учится полноценному общению со сверстниками, знакомится с социокультурными ценностями и формирует уважительное отношение к культуре родной страны.

Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний и интересов. В процессе игры они усваивают систему норм и правил поведения, овладевают определенными социальными ролями, учатся подчиняться и брать ответственность на себя.

Народная подвижная игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

  • правильная организация и руководство игрой
  • правильно сформированная мотивация
  • многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность
  • учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

Существует классификация народных подвижных игр:

  • хороводные
  • игры-забавы
  • состязательные игры
  • сезонные (обрядовые)
  • игры-ловишки
  • бытовые
  • драматические (с элементами театрализованного действия);
  • игры, отражающие отношение человека к природе.

Коллектив нашего дошкольного учреждения, участвуя в XI Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин – 2022» в номинации «Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста» и реализуя проект «Играй, твори и развивайся», хотел бы поделиться опытом работы на тему «Русская народная игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Нами было разработано планирование мероприятий с использованием народных игр для детей дошкольного возраста согласно православному календарю.

----------------------

В своей работе особое внимание педагоги уделяют взаимодействию с семьями воспитанников, так как совместные игры сближают родителей (законных представителей) и детей, формируют нравственную личность ребенка, разнообразят досуг новым содержанием, укрепляют здоровье и создают хорошее настроение. Родители наших воспитанников оказывают помощь в изготовлении атрибутов к народным подвижным играм.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются, чтобы русские народные игры не были забыты, так как они исполняют свое главное назначение – доставляют детям удовольствие.

Таким образом, использование в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста русских народных игр, помогает не только весело провести время, но и способствует духовному совершенствованию личности каждого ребенка, расширяет его историко-культурный кругозор и повышает уровень национального сознания.

Используемая литература:

  1. Абашева Э.С. «Народная игра как средство нравственного развития личности ребенка в детском фольклорном коллективе», журнал «Педагогика и психология»
  2. Рындина М.М., Пикульникова И.А., Калинина М.А. «Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников», журнал «Молодой ученый».
  3. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские подвижные игры народов СССР».
  4. Литвинова М.Ф., Русскова Л.В. «Русские народные подвижные игры».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год