Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)
Фольклор
Автор: Новикова Татьяна Николаевна Голубева Светлана Валентиновна Сабынина Екатерина Григорьевна Петренко Татьяна Александровна   
26.06.2022 10:00

Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)

Руководители проекта:

  • Воспитатель высшей квалификационной категории Новикова Татьяна Николаевна
  • Воспитатель высшей квалификационной категории Голубева Светлана Валентиновна.
  • Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сабынина Екатерина Григорьевна.
  • Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Петренко Татьяна Александровна.

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 структурное подразделение-2

Участники проекта: Воспитанники средней группы 4-5 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Вид проекта: долгосрочный Направленность проекта: Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Система знаний поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Скачать конспект

По форме организации – групповой. По времени реализации — сентябрь 2021-май 2022год Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, быта, традициям. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Основные задачи: -Знакомить с русскими народными праздниками, играми, игрушками и обычаями;

  • Формировать интерес к русской народной игрушке
  • Приобщать к многообразию и особенностям декоративно -прикладного искусства
  • Развивать связную речь детей и умение презентовать продукт своей деятельности
  • Развивать физические качества (ловкость, быстроту движений, равновесие и др.) средствами народных подвижных игр
  • Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
  • Развивать творческие способности детей
  • Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к культурному национальному наследию.

Основное содержание проекта Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (музыка, песня, танец, народные игры, народно-прикладное искусство, драматизация народных сказок). Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что она имеет инновационный характер, предусматривает поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством с использованием ИКТ- технологий. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование современных, уже отработанных является наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.

Принципы реализации проекта Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях. Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты
  • Подбор материалов для реализации проекта
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме
  • Изготовление наглядных пособий
  • Сотрудничество с родителями (беседы с родителями о необходимости участии в проекте, оформление папки – передвижки по теме проекта)
  • Пополнение фонотеки аудио энциклопедией «народные инструменты», русскими народными мелодиями и песнями
  • Пополнение мини-музея декоративно-прикладного искусства
  • Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками
  • Составление перспективного плана совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре
  • Выбор формы работы с родителями
  • Выбор основных мероприятий.

2этап. Основной (практический):

  • Внедрение проекта в образовательную деятельность
  • Накопление знаний и их систематизация по теме проекта
  • Обогащение и активизация словаря по теме «Традиции русского народа»
  • Беседы
  • Чтение познавательной и художественной литературы
  • Слушание русских народных мелодий и просмотр картин русских художников (беседа)
  • Слушание русских народных песен
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Просмотр видеосюжетов, презентаций
  • Создание картотек дидактических игр, игр-драматизаций, пальчиковых игр, подвижных игр по русским народным сказкам
  • Создание картотеки народного фольклора
  • Создание картотеки народных подвижных игр
  • Создание мультфильма по мотивам народного фольклора
  • Создание кейс-бука «Традиции русского народа»
  • Выставка семейных творческих работ «Дары осени»
  • Создание папки-передвижки «Устное народное творчество»
  • День добрых дел: «Организация птичьей столовой» (Синичкин день)
  • Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная Русь»
  • Праздничное поздравление «Светлый праздник Рождество»
  • Музыкально-спортивное развлечение «По дорогам былых времён»
  • Развлечение для дошкольников «Капустник»
  • ООД интегрированное занятие «Каша-матушка наша»
  • ООД интегрированное занятие «Ярмарка мастеров»
  • Создание мини-музея «По тропинкам народного творчества»
  • Создание книги «Хранители традиций»
  • Создание видео «Русская каша»
  • Создание книги «Хранители традиций»
  • Видео-презентация по теме «Хранители традиций»
  • Создание интерактивной игры «В гостях у Матрешечек»
  • Организация выставки детского творчества
  • Оформление читательского уголка «По дорогам сказок»
  • Драматизации русских народных сказок. Приобщение детей к русскому фольклору
  • Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору
  • Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору
  • Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

3этап. Заключительный (результативность):

В ходе реализации проекта «Хранители традиций. (По дорогам народного творчества...)» были получены следующие конечные результаты:

Дети:

  • Узнали народные игры, сказки, танцы, песни, заклички, колыбельные
  • Пополнили словарный запас (традиция, обряд, берегиня и т.д.)
  • Приобрели представления об общечеловеческих ценностях
  • Повысился уровень нравственно — патриотических чувств воспитанников
  • Расширены представления об окружающем мире
  • Получили представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках русского народа
  • Расширили знания о декоративно-прикладном творчестве
  • Познакомились исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы
  • Познакомились с народными музыкальными инструментами.

Родители:

  • Приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках
  • Приобрели новые знания о русском народном творчестве (игры, фольклор, декоративно-прикладное творчество)
  • Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи
  • У них появилось чувство гордости за свою семью
  • Научились хранить и чтить свои семейные традиции
  • Разучили народные песни, потешки, заклички.

Педагоги:

  • Расширили знания о народных праздниках, их происхождении
  • Пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками
  • Разработали планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей
  • Пополнили словарный запас детей
  • Лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству
  • Создали копилку народных и семейных праздников.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении Проект будет актуален и после его завершения, он будет дополнен и пролонгирован, будут включены новые приемы работы, но основная направленность проекта останется для формирования нравственно-патриотического воспитания детей, формирования семейных ценностей, доброжелательных взаимоотношений между семьей и детским садом.

Заключение

Главным критерием эффективности проекта «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества...) стала активность детей, родителей, педагогов во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Участники проекта прониклись, «загорелись» этой идеей, у них появилось желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые. Праздник, как кульминация проекта «Ярмарка мастеров», удался на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызвали искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  2. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
  3. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
  5. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.
  7. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
  8. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. – № 1.
  9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  10. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
  12. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год