Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)
Руководители проекта:
- Воспитатель высшей квалификационной категории Новикова Татьяна Николаевна
- Воспитатель высшей квалификационной категории Голубева Светлана Валентиновна.
- Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сабынина Екатерина Григорьевна.
- Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Петренко Татьяна Александровна.
Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 структурное подразделение-2
Участники проекта: Воспитанники средней группы 4-5 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Вид проекта: долгосрочный Направленность проекта: Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Система знаний поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Скачать конспект
По форме организации – групповой. По времени реализации — сентябрь 2021-май 2022год Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, быта, традициям. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Основные задачи: -Знакомить с русскими народными праздниками, играми, игрушками и обычаями;
- Формировать интерес к русской народной игрушке
- Приобщать к многообразию и особенностям декоративно -прикладного искусства
- Развивать связную речь детей и умение презентовать продукт своей деятельности
- Развивать физические качества (ловкость, быстроту движений, равновесие и др.) средствами народных подвижных игр
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
- Развивать творческие способности детей
- Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа
- Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к культурному национальному наследию.
Основное содержание проекта Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (музыка, песня, танец, народные игры, народно-прикладное искусство, драматизация народных сказок). Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что она имеет инновационный характер, предусматривает поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством с использованием ИКТ- технологий. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование современных, уже отработанных является наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.
Принципы реализации проекта Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях. Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты
- Подбор материалов для реализации проекта
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме
- Изготовление наглядных пособий
- Сотрудничество с родителями (беседы с родителями о необходимости участии в проекте, оформление папки – передвижки по теме проекта)
- Пополнение фонотеки аудио энциклопедией «народные инструменты», русскими народными мелодиями и песнями
- Пополнение мини-музея декоративно-прикладного искусства
- Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками
- Составление перспективного плана совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре
- Выбор формы работы с родителями
- Выбор основных мероприятий.
2этап. Основной (практический):
- Внедрение проекта в образовательную деятельность
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта
- Обогащение и активизация словаря по теме «Традиции русского народа»
- Беседы
- Чтение познавательной и художественной литературы
- Слушание русских народных мелодий и просмотр картин русских художников (беседа)
- Слушание русских народных песен
- Игра на музыкальных инструментах
- Просмотр видеосюжетов, презентаций
- Создание картотек дидактических игр, игр-драматизаций, пальчиковых игр, подвижных игр по русским народным сказкам
- Создание картотеки народного фольклора
- Создание картотеки народных подвижных игр
- Создание мультфильма по мотивам народного фольклора
- Создание кейс-бука «Традиции русского народа»
- Выставка семейных творческих работ «Дары осени»
- Создание папки-передвижки «Устное народное творчество»
- День добрых дел: «Организация птичьей столовой» (Синичкин день)
- Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная Русь»
- Праздничное поздравление «Светлый праздник Рождество»
- Музыкально-спортивное развлечение «По дорогам былых времён»
- Развлечение для дошкольников «Капустник»
- ООД интегрированное занятие «Каша-матушка наша»
- ООД интегрированное занятие «Ярмарка мастеров»
- Создание мини-музея «По тропинкам народного творчества»
- Создание книги «Хранители традиций»
- Создание видео «Русская каша»
- Создание книги «Хранители традиций»
- Видео-презентация по теме «Хранители традиций»
- Создание интерактивной игры «В гостях у Матрешечек»
- Организация выставки детского творчества
- Оформление читательского уголка «По дорогам сказок»
- Драматизации русских народных сказок. Приобщение детей к русскому фольклору
- Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору
- Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору
- Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
3этап. Заключительный (результативность):
В ходе реализации проекта «Хранители традиций. (По дорогам народного творчества...)» были получены следующие конечные результаты:
Дети:
- Узнали народные игры, сказки, танцы, песни, заклички, колыбельные
- Пополнили словарный запас (традиция, обряд, берегиня и т.д.)
- Приобрели представления об общечеловеческих ценностях
- Повысился уровень нравственно — патриотических чувств воспитанников
- Расширены представления об окружающем мире
- Получили представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках русского народа
- Расширили знания о декоративно-прикладном творчестве
- Познакомились исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы
- Познакомились с народными музыкальными инструментами.
Родители:
- Приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках
- Приобрели новые знания о русском народном творчестве (игры, фольклор, декоративно-прикладное творчество)
- Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи
- У них появилось чувство гордости за свою семью
- Научились хранить и чтить свои семейные традиции
- Разучили народные песни, потешки, заклички.
Педагоги:
- Расширили знания о народных праздниках, их происхождении
- Пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками
- Разработали планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей
- Пополнили словарный запас детей
- Лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству
- Создали копилку народных и семейных праздников.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении Проект будет актуален и после его завершения, он будет дополнен и пролонгирован, будут включены новые приемы работы, но основная направленность проекта останется для формирования нравственно-патриотического воспитания детей, формирования семейных ценностей, доброжелательных взаимоотношений между семьей и детским садом.
Заключение
Главным критерием эффективности проекта «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества...) стала активность детей, родителей, педагогов во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Участники проекта прониклись, «загорелись» этой идеей, у них появилось желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые. Праздник, как кульминация проекта «Ярмарка мастеров», удался на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызвали искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.
Список используемой литературы
- Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
- Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
- «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.
- Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. – № 1.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
|