«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста» |
Фольклор | ||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна Романова Маргарита Александровна | ||||||||||||||||||||||||||||||
17.06.2022 10:51 | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста» Авторы: Зубарева Анастасия Ивановна, Романова Маргарита Александровна, воспитатели МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образовательной работе с детьми. Описывается исследование, которое проводилось с целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста. На основе анализа делается вывод о получении положительных результатов, что говорит об эффективности работы педагогов в данном направлении. Ключевые слова: ранний возраст, всестороннее развитие ребенка, народная игрушка, матрешка, методы работы с игрушкой, приемы работы с игрушкой. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Основными достижениями раннего возраста, влияющими на психическое развитие ребенка, являются: овладение активной речью, появление познавательного интереса, развитие предметной деятельности. В овладении предметными действиями, несомненно, большую роль играют игрушки. Одной из наиболее доступных восприятию ребенка раннего возраста игрушек, является народная игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств [2]. Из своего опыта работы я заметила, что игры с народной игрушкой – матрешкой, вызывают большой интерес у маленьких детей, они подолгу сидят, рассматривают, вертят, разбирая и собирая, полюбившуюся им куколку. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Учитывая интерес детей к игрушке и то, что традиционная деревянная кукла несет в себе богатые педагогические возможности для развития ребенка, педагогам необходимо вести работу по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой. С целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста было проведено исследование на базе детского сада №63 «Буратино» в группе раннего возраста «Маленькая страна». В качестве гипотезы предположили, что народная игрушка будет иметь влияние на развитие ребенка раннего возраста при соблюдении следующих условий:
Для проверки первого условия был проведен анализ планирования тематической недели «Народная игрушка-матрешка» по образовательным областям, которое представлено в таблице №1. Анализ тематического планирования Детская деятельность планируется по основным образовательным областям (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие). Педагогами поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Виды и тематика игр соответствует возрасту детей. Народная игрушка используется в разных видах игр (подвижные, дидактические, простые сюжетные, игры-подражания, игры экспериментирования и др.). Согласно тематическому планированию, в группе организована соответствующая предметно-развивающая среда. Педагогами и родителями был создан мини-музей матрёшек, пополнен уголок ряженья, изготовлен лэпбук по теме. Проведенный анализ тематического планирования, позволяет сделать вывод о том, что педагоги группы «Гномики» понимают значение народной игрушки. Таблица 1 Планирование тематической недели по образовательным областям
Для проверки соблюдения педагогами второго условия подтверждения гипотезы исследования, был проведен анализ конспектов занятий с детьми. В итоге можно сказать, что педагоги в своей работе с детьми применяют следующие методы и приемы обучения: 1. Игровые (дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы). Приемы:
2. Словесные (разговор, беседа, чтение стихов). Приемы:
3. Практические (совместные действия воспитателя и ребенка). 4. Наглядные (демонстрация наглядных пособий). Приемы:
Проведенное исследование показало, что педагоги группы раннего возраста «Маленькая страна» детского сада №63 «Буратино» города Мирного понимают значение народной игрушки, применяют в своей практике методы и приемы работы с народной игрушкой. Отсюда следует, что народная игрушка будет иметь влияние на всестороннее развитие детей. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Список литературы:
|