Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
Фольклор
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна Романова Маргарита Александровна   
17.06.2022 10:51

«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста»«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Авторы: Зубарева Анастасия Ивановна, Романова Маргарита Александровна, воспитатели МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образовательной работе с детьми. Описывается исследование, которое проводилось с целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста. На основе анализа делается вывод о получении положительных результатов, что говорит об эффективности работы педагогов в данном направлении.

Ключевые слова: ранний возраст, всестороннее развитие ребенка, народная игрушка, матрешка, методы работы с игрушкой, приемы работы с игрушкой.

 В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Основными достижениями раннего возраста, влияющими на психическое развитие ребенка, являются: овладение активной речью, появление познавательного интереса, развитие предметной деятельности. В овладении предметными действиями, несомненно, большую роль играют игрушки. Одной из наиболее доступных восприятию ребенка раннего возраста игрушек, является народная игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств [2].

Из своего опыта работы я заметила, что игры с народной игрушкой – матрешкой, вызывают большой интерес у маленьких детей, они подолгу сидят, рассматривают, вертят, разбирая и собирая, полюбившуюся им куколку. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Учитывая интерес детей к игрушке и то, что традиционная деревянная кукла несет в себе богатые педагогические возможности для развития ребенка, педагогам необходимо вести работу по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой. С целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста было проведено исследование на базе детского сада №63 «Буратино» в группе раннего возраста «Маленькая страна». В качестве гипотезы предположили, что народная игрушка будет иметь влияние на развитие ребенка раннего возраста при соблюдении следующих условий:

  1. Педагоги понимают значение народной игрушки.
  2. Педагоги применяют в своей практике методы и приемы работы с народной игрушкой.

Для проверки первого условия был проведен анализ планирования тематической недели «Народная игрушка-матрешка» по образовательным областям, которое представлено в таблице №1.

Анализ тематического планирования Детская деятельность планируется по основным образовательным областям (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие). Педагогами поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Виды и тематика игр соответствует возрасту детей. Народная игрушка используется в разных видах игр (подвижные, дидактические, простые сюжетные, игры-подражания, игры экспериментирования и др.). Согласно тематическому планированию, в группе организована соответствующая предметно-развивающая среда. Педагогами и родителями был создан мини-музей матрёшек, пополнен уголок ряженья, изготовлен лэпбук по теме.

Проведенный анализ тематического планирования, позволяет сделать вывод о том, что педагоги группы «Гномики» понимают значение народной игрушки.

Таблица 1

Планирование тематической недели по образовательным областям

Планирование тематической недели по образовательным областям месяц – ноябрь 4 неделя 26.11 – 30.11

Тема недели: «Народная игрушка Матрешка»

День недели

Образовательная

область

Работа с детьми

Понедельник

«Речевое развитие»

Задачи:

– обогащение словаря и активизации речи детей.

Чтение потешки «Как у нашей у Матрешеньки»; Разучивание пальчиковой гимнастики«Мы веселые матрешки»;

Подвижные игры с речевым сопровождением «У медведя во бору»

Игры-подражания с обыгрыванием «Матрешка бежит», «Матрешки идут друг за другом»

Вторник

«Познавательное развитие»

Задачи: развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики, познавательной активности.

Самостоятельные игры детей в уголке с матрешками.

Д/и: «Собери матрешку», «Матрешка большая и матрешка маленькая», «Подбери платочек по цвету», «Найди такую же».

Игры с элементами экспериментирования: игры с тестом «Вылепим матрешку»

Среда

«Физическое развитие»

Задачи: обогащать двигательный опыт детей, формирование навыков сотрудничества детей друг с другом.

П/и: «Найдем домик матрешке», «Бегите к матрешке»

Физ. минутка «Мы построим дом матрешке»

П/и «Шли матрешки по дорожке»

Бодрящая гимнастика «У матрешки теплые ладошки»

Четверг

«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи: развитие подражания в простейших видах изобразительной, музыкальной и игровой деятельности.

Прогулка. Лепка матрешки из снега.

Рисование «Укрась сарафан матрешке» (изготовление открытки ко Дню Матери)

Хоровод «Мы матрешки – маленькие крошки» Обыгрывание образа матрешки в уголке ряженья

Пятница

«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи: вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, бережное отношение к ней.

Хороводная игра «Каравай»

Игры-действия «Напои матрешку чаем»

«Уложи матрешку спать».

Игра словесная «Назови матрешку ласково»

Труд. «Ухаживаем за любимой

   

Игры действия «Дарим подарки матрешке»,

«Помирим матрешек»

Итоговое мероприятие для родителей: занятие-развлечение, посвященное народной игрушке – матрешке.

Для проверки соблюдения педагогами второго условия подтверждения гипотезы исследования, был проведен анализ конспектов занятий с детьми.

В итоге можно сказать, что педагоги в своей работе с детьми применяют следующие методы и приемы обучения:

1. Игровые (дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы).

Приемы:

  • внесение игрушек;
  • создание игровых ситуаций;
  • обыгрывание игрушек, предметов;
  • сюрпризность, эмоциональность.

2. Словесные (разговор, беседа, чтение стихов).

Приемы:

  • использование художественного слова;
  • показ с называнием игрушек, предметов;
  • просьба произнести, сказать слово.

3. Практические (совместные действия воспитателя и ребенка).

4. Наглядные (демонстрация наглядных пособий).

Приемы:

  • показ предметов, игрушек; показ образца [1].

Проведенное исследование показало, что педагоги группы раннего возраста «Маленькая страна» детского сада №63 «Буратино» города Мирного понимают значение народной игрушки, применяют в своей практике методы и приемы работы с народной игрушкой. Отсюда следует, что народная игрушка будет иметь влияние на всестороннее развитие детей. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

  1. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество№2. — С.Симонова, значение игрушек / // Психолог в детском саду. 2019. № 1. — С. 98-104.
  2. Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / // Народное творчество. 2020. №1. — С.36-38.
  3. Максимова, Ю. Глиняная игрушка Кубани / // Народное творчество. 2019. №1. — С.15-18
  4. Тимошкина, Н. Народная игра и игрушка как средства освоения детьми своих полоролевых функций / Тимошкина, Н.// Воспитание школьников. №3. 2018- С.89-106
  5. Ушакова, Н.В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. – 2017. № 9. – С.46 – 50.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год