Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики».
Фольклор
Автор: Сидюк Ирина Алексеевна   
30.03.2022 12:36

«Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики».«Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 муниципального образования Тимашевский район ст. Медведовская

Сидюк Ирина Алексеевна

Тема: «Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики», является актуальной, так как воспитание нравственных качеств будет иметь необходимость в любую эпоху, на любом этапе развития человеческого общества, а народный опыт является основой и опорой в воспитательном процессе.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей — наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.

 

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» — одна из приоритетных задач ФГОС ДО.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками культурных, духовных и нравственных ценностей: воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, сохранения семейных ценностей.

При осуществлении духовно-нравственного развития в образовательных учреждениях важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности с детьми. Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьёй и коллективом. Если в учреждении образования ребёнку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то, скорее всего ребёнок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Нравственное воспитание способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Под руководством взрослых, малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для духовно- нравственного развития дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники.

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает, в качестве народной традиции Праздник также является средством народной педагогики в нравственном развитии детей дошкольного возраста. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе, привязанность к родным местам.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачёв.

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Маленький ребёнок как губка впитывает все, что слышит, или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, собственный пример.

Духовность, прежде всего, связана со словом, речью. Материнский язык — основа основ развивающейся личности. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие семьи, другие народы. Если человек настроен на восприятие чужих культур, это приведёт к осознанию ценности своей собственной культуры.

Ребёнок с самого рождения общается с самыми близкими ему людьми – мамой, папой, бабушками, дедушками. Это общение несёт положительный эмоциональный настрой, включает в себя национальный культурный колорит. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач духовно-нравственного развития, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев).

Фольклор, пословицы и поговорки, загадки – бесценное наследие каждого народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению, выражают смысл и суть человеческой жизни, умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Великий русский педагог К.Д. Ушинский включил в свою педагогическую работу сказки, которые являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания.

К школьному возрасту у ребёнка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Духовно-нравственное развитие является процессом целенаправленного формирования у детей морального сознания и соответствующего поведения.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней. Применение средств народной педагогики положительно влияет на воспитание достойного человека. Человек красив душой, а красота души есть отражение духовно-нравственного развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год