«Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики». |
Фольклор | |||
Автор: Сидюк Ирина Алексеевна | |||
30.03.2022 12:36 | |||
«Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 муниципального образования Тимашевский район ст. Медведовская Сидюк Ирина Алексеевна Тема: «Духовно-нравственное развитие детей средствами народной педагогики», является актуальной, так как воспитание нравственных качеств будет иметь необходимость в любую эпоху, на любом этапе развития человеческого общества, а народный опыт является основой и опорой в воспитательном процессе. Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей — наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» — одна из приоритетных задач ФГОС ДО. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками культурных, духовных и нравственных ценностей: воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, сохранения семейных ценностей. При осуществлении духовно-нравственного развития в образовательных учреждениях важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности с детьми. Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьёй и коллективом. Если в учреждении образования ребёнку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то, скорее всего ребёнок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону. Нравственное воспитание способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Под руководством взрослых, малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п. Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом. А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для духовно- нравственного развития дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники. Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает, в качестве народной традиции Праздник также является средством народной педагогики в нравственном развитии детей дошкольного возраста. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе, привязанность к родным местам. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачёв. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Маленький ребёнок как губка впитывает все, что слышит, или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, собственный пример. Духовность, прежде всего, связана со словом, речью. Материнский язык — основа основ развивающейся личности. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Труд в народной педагогике занимает особенное место. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие семьи, другие народы. Если человек настроен на восприятие чужих культур, это приведёт к осознанию ценности своей собственной культуры. Ребёнок с самого рождения общается с самыми близкими ему людьми – мамой, папой, бабушками, дедушками. Это общение несёт положительный эмоциональный настрой, включает в себя национальный культурный колорит. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач духовно-нравственного развития, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). Фольклор, пословицы и поговорки, загадки – бесценное наследие каждого народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению, выражают смысл и суть человеческой жизни, умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Великий русский педагог К.Д. Ушинский включил в свою педагогическую работу сказки, которые являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания. К школьному возрасту у ребёнка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Духовно-нравственное развитие является процессом целенаправленного формирования у детей морального сознания и соответствующего поведения. Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней. Применение средств народной педагогики положительно влияет на воспитание достойного человека. Человек красив душой, а красота души есть отражение духовно-нравственного развития.
|