Русские народные сказка в нашей жизни. |
Фольклор | |||
Автор: Ильина Светлана Александровна Демченко Алёна Николаевна | |||
28.12.2021 17:13 | |||
Русские народные сказка в нашей жизни. Актуальность: Недаром дети любят сказку. И на любые испытанья (Валентин Берестов) «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский) Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне. Проблема: В настоящее время, многие родители заменяют чтение русских народных и авторских сказок мультфильмами, что снижает уровень общения между детьми и родителями. У большинства родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. Гипотеза: С помощью сказки и театрализованной деятельности дети познакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставят детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушания, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, усовершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Артистические способности детей будут, развиваются от выступления к выступлению. Их жизнь в детском саду станет интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Если детям с раннего возраста прививать у детей любовь к чтению сказок, в том числе русских народных, а дома чтению детских книг будет, уделяется больше времени, мы сможем пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Жили-были сказки». Цель: повторение и закрепление знаний о русских народных сказках. Задачи:
Предварительная работа: 1. Чтение сказок.
Методический прием:
Материал: Волшебный клубочек, сундук, игрушка курица, картинки к сказкам, кинолента, герои сказки на палочках. Ход занятия Утреннее приветствие: С добрым утром! С добрым днём! С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай! День хороший начинай! - Ребята, иногда к нам приходят гости и сегодня именно такой день, когда к нам пришли гости, давайте поздороваемся! -А я желаю, чтобы у всех нас обязательно утро было не только добрым, но и интересным, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Путешествие эта не простое, а сказочное. Поможет на туда попасть волшебный клубок, но надо его об этом попросить: Наш клубок, помоги В страну сказок приведи (Дети хором повторяют эти слова, дети садятся на стульчики) Дети в сказочной стране находят сундучок - Ой, ребята, это же сундучок со сказками. - Ребята, а вы сказки знаете? (Да) - Давайте, посмотрим какие сказки в сундучке находятся, я вам покажу картинки, а вы мне назовёте сказки, которые там нарисованы: ( «Коза и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Колобок») Показать детям картинки и развесить их на мольберт - Ой там ещё сказка, а какая, отгадайте: Жили-были дед, да баба Васька кот, собака Жучка И непоседа внучка, Был у них и огород, Что же там растет? (Репка) - Ребятки, а как зовут героев в нашей сказке, назовите их: (кто называет получает героя) (Дед старый, с бородой, веселый, устал, бывает строгим) (Бабка, добрая, печет пирожки, рассказывает сказки) (Внучка, егоза, непоседа, шалунья, маленькая, ребенок) (Собака, верный сторож, лает, виляет хвостом) (Кошка, ленивая, пушистая, ловит мышей, царапается) (Мышка, серая пугливая, быстрая, юркая) - Я попрошу вас встать так, как должны эти герои стоять в сказке, а кто- то желает рассказать эту сказку? Молодцы! - Ребята куда же мы дальше пойдём, куда нам путь дорогу клубок наш укажет, а клубочек говорить, что нам нужно сделать зарядку и тогда мы узнаем куда дальше двигаться Физкультурная минутка: «Мы пойдём налево, а потом направо» - Ходили мы налево, направо и попали ребятки мы с вами в другую сказку, как она называется, отгадайте загадку: Было яичко у нас золотое, А осталось, лукошко пустое (Курочка Ряба) - Давайте вспомним, о чем идет речь в этой сказке. (Дети по киноплёнке рассказывают сказку «Курочка Ряба») -А нам пора дальше отправляться, куда же нас дальше поведет волшебный клубок (дети идут за клубочком) - В какую сказку мы сейчас попали, отгадайте загадку: Домик в поле появился Он в жилище превратился Всех зверюшек спрятать смог, Что за сказка? (Теремок) -Ребята, а что весят на дверь, чтобы никто не зашёл? (Замок) Пальчиковая гимнастика: «Замок» На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились.) - Ребята, а картинки в этой сказке все перепутаны, давайте разложим их правильно (раскладывают) -А как же зовут героев в этой сказке? (Мышка- Норушка, лягушка- Квакушка…) -И названия сказок все перепутаны, я вам буду называть начоло названия сказки, как называется сказка, а вы заканчиваете: Гуси- (лебеди) Лисичка с чем? (скалочкой) Курочка (Ряба). Волк и семеро (козлят) - Долго мы с вами гуляли, побывали и в сказках, пора домой возвращаться, для этого скажем волшебные слова. Нам клубочек помоги, Путь до дому укажи! - Ребята, какие вы молодцы! — Вам понравилось путешествовать по сказкам? (Да) - Какая сказка вам больше всего запомнилась (Ответы детей)
|